Больше рецензий

5 ноября 2021 г. 19:58

1K

2 Спойлер #ПЕЛЕВИННИКОГДА

Саше Орловой, мажорке, дочери макаронного магната, типичной современной девушке, героине романа, исполняется тридцать лет. Замысел с празднованием на мчащемся мотоцикле вышел так себе, но есть еще подарок отца – деньги на путешествие. Она решает купить билет до Константинополя, где все и случится. Вместо обычного туристического вояжа, она на самом деле отправляется в мистическое путешествие, почти паломничество. Ее ожидает знакомство с Со, Тимом и Фрэнком, любовницей которого она становится. Саша станет свидетельницей его убийства на том же самом месте, где погиб его кумир, которому он подражал, – император Каракалла. От Фрэнка ей достаются магические маски, засыпая в одной из них, она все – ну почти все! – понимает. Что понимает? Ну, как же, что все мы, естественно, в матрице, вселенная – фикция и т.д. и т.п. Это же Пелевин! Дальше Со и Тим ей покажут чудо-камень, который проецирует этот иллюзорный мир. Ей предстоит отправиться на поиски солтатора, который… станцует не мазурку какую-нибудь, а конец света! Станцевать-то он станцевал, но внезапно гибнет от рук террористов. Надо станцевать начало нового мира. Руки в боки и Саша Орлова пошла вприсядку, как могла, так и станцевала. Мир вышел кривоватым, выглянете в окно и удостоверитесь в этом. Потом Саша просыпается. О, Господи, какой неожиданный прием! Похоже, вся книга ей пригрезилась, а может, и нет, может, и была эзотерическая дискотека у бездны на краю. Чтобы удостовериться, нужно отыскать участников этого мистического детектива, всех этих метафизических плясунов, но как это сделать, ведь самолеты не летают, пароходы не ходят, у нас коронавирус и карантин на дворе, если что. Вот все и носят маски, которые Саша случайно станцевала. Дочитав, хочется крикнуть героине: «Саша, пожалуйста, станцуй все обратно, надоели нам всем маски!» Какой роман, какой роман, просто романище!..
Это был, конечно же, сарказм, если кто-то не понял. Мне кажется, что все мы наблюдаем закат когда-то этого самого «непобедимого солнца». Как бы критики не убеждали нас каждый год в августе, когда выходит новый роман Пелевина, что это шедевр, причем очередной шедевр, но веры им уже нет. Только очень наивные читатели могут повестись на разворачивающуюся ежегодно в конце лета рекламную кампанию.
Почему же роман «Непобедимое Солнце» настолько плох? Если вы откроете книгу на первой или любой другой странице и прочтете пару предложений, то стиль вам понравится, даже заинтересует происходящее. Вроде бы, хороший текст, в нем присутствуют тонкие наблюдения, есть фирменные пелевинские афоризмы – надо срочно читать! Дело все в том, что отшлифованный стиль с десятком ярких афоризмов, припорошенных эзотерикой и мистикой, – это и все, что может предложить вам автор. Если прочесть с десяток страниц, то обнаружится, что «Непобедимое Солнце» – это аморфное, расползающееся, как медуза на солнцепеке, нечто с затертым, сонным сюжетом, с картонными персонажами и с вымученным замыслом. На следующий день уже нет никакого послевкусия после этого произведения. Среди симулякров – это чемпион симуляции, симулякр в запредельной степени (симуляция на симуляцию на симуляцию на симуляцию… на симуляцию на роман). Если лапидарно и быстро рассказать сюжет, то он вроде и ничего, есть неожиданные повороты, атмосферность, вставные главы, переносящие нас в античный Рим… Что же нет так? Людей нет в этом романе, ни единого живого человека. Нет ни мотиваций, ни эмоций, ни единого не шаблонного образа. В посредственном и морально устарелом пелевинском коллайдере который год сталкиваются одинаковые концепции, идеи и прочие микрочастицы, а потом отскакивают друг от друга в виде одних и тех же сюжетных схем. Пелевин их старательно, следя за удобоваримостью стиля, записывает, а затем посылает готовый файл в издательство на печать. Раз в год. В обратном направлении отправляется некая сумма на карточку производителю этого продукта. Через 12 месяцев операцию надо повторить, потому что роман Пелевина уже испортился, нужен новый, который точно-точно шедевр и надо срочно всем читать. Шаблонность – это единственный выход для Пелевина в таком режиме работы. Все, на что он способен, – так это горстка афоризмов. Если сборники мудрых высказываний расходились бы так же хорошо, как и романы, то Пелевин избавил бы нас от своих тяжеловесных в 400 страниц творений. Романы Пелевина уже давно ничего не дают ни уму, ни сердцу, это просто скоропортящийся продукт. Поэтому #пелевинникогда уже не напишет ничего оригинального и действительно интересного. Рад буду ошибиться, но тратить деньги и главное время, чтобы удостовериться в этом, больше не буду.
К двум вещам, на которые можно смотреть вечно, как горит огонь и течет вода, добавилась и третья – печатающий по заказу ЭКСМО в августе принтер на столе у Пелевина. Но на это уже противно смотреть.