Больше рецензий

Githead

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 октября 2021 г. 09:02

357

5 ЗЛО КАК ОТСУТСТВИЕ ДОБРА

Возможно, лучший из романов Ю Несбе. В Норвегии был признан как главный роман 2007 года. Большой успех для книги легкого жанра. Сразу хочу предупредить, мой отзыв не объективен, так как я давно как-то незаметно превратился в поклонника литературных опытов Ю. Нравится мне он. Есть в нем какая-то норвежская грусть. Харри Холе его просто замечателен. Вовсе не потомок викингов, очень даже наш такой герой. Вечно или пьян или в борьбе с зеленым змием, несчастлив в любви, жутко одинок, боится темноты, его напарники обычно погибают, револьвер свой держит в ящике стола и доставать его не любит, честно верит всем хитрым маневрам и уловкам автора и подозревает по очереди практически всех действующих лиц, однако каждый раз каким-то непостижимым образом складывает мозаику и называет на последних страницах убийцу. Его дедуктивный метод я бы назвал «интуитивный алкоголизм».

картинка Githead

В данном романе лукавый Несбе в соответствии со своей уже отточенной методой подсовывает нам одного за другим 6 возможных кандидатов на роль Снеговика, серийного убийцы, похищающего и убивающего замужних матерей в день первого снега, оставляя после себя снежные фигуры. И каждый раз доводы представляет вполне весомые, разбрасывая улики и намеки по всему тексту. Сначала Харри придется найти то, что объединяет жертв в серию, затем одного за другим отбросить подставные фигуры и фальшивые мотивы и лишь потом ужаснуться, насколько близок он был к преступнику все это время. «Не трусь. Зло не материально, его нельзя потрогать. Зло - это не сущность. Наоборот, это отсутствие сущности. Отсутствие добра. Если уж здесь кого и можно бояться, так это себя самого».

В реальности в северной стране с высоким уровнем жизни серийными убийцами считаются террорист Брейвик и медбрат из дома престарелых Нессет. «Норвегия и впрямь такая крошечная страна, что между любыми двумя жителями - максимум два рукопожатия». Тяжкие преступления вообще большая редкость, однако фантазия авторов детективов вполне восполняет этот пробел. «- Так, значит, мы всего лишь крысоловы? - Ага. Вот отчего мы так радуемся, когда нам хоть изредка попадает такое дело, как это. Возможность поохотиться за крупной дичью, подстрелить льва или слона, динозавра, мать его».

Одна из особенностей скандинавского детектива – его нацеленность на социальные проблемы, в том числе на генезис семейных отношений и человеческой коммуникации. Практически всегда интрига находится в узком кругу родственников, друзей, соседей, коллег, знакомых. Поэтому, как правило, даже второстепенные персонажи прописаны очень реалистично. Для книг Несбе это свойственно в полной мере. К его героям быстро привыкаешь. В «Снеговике» особое внимание уделено теме супружеской неверности и отношению к ней в обществе.

«-Когда они впервые встретились и переспали, она была беременна своим мужем.
-Можно быть беременной мальчиком или девочкой, но никак не мужем.
- Можно и мужем, но не чаще, чем в восьми случаях из десяти. ..В Скандинавии настоящий отец у 15-20% детей вовсе не тот, которого они таковым считают».

Нужно отметить, что экранизация (2017) провалилась в прокате, несмотря на сильный кастинг и приглашение режиссером шведа Альфредсона, мастера подробной экранизации ("Впусти меня" и "Шпион, выйди вон"). Не могу сказать, что фильм меня разочаровал, но массовый зритель, вероятно, посчитал картину скучной и недостаточно динамичной для остросюжетного триллера. А может его расстроило, что убийца вовсе не снеговик, как ожидалось?

Вывод: "Отлично". Читайте Несбё. Местами он просто бесподобен. А мастерство не пропьешь…