Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 октября 2021 г. 00:29

66

4 О писательской философии жизни

Несмотря на свою недолгую жизнь, этот человек смог внести значительный вклад в развитие литературы. Уже сама биография Джека Лондона не единожды становилась сюжетом для захватывающего романа или фильма. Это неудивительно, ведь в ней было место всему: неуравновешенная мать, увлекающаяся спиритизмом, драматичная история обретения семьи, жизнь, полная страданий и лишений. Были и захватывающие путешествия, полные приключений, и увлечение «золотой лихорадкой», поездка на Аляску, кругосветное путешествие… Всё это дало будущему писателю богатую основу для его произведений – многочисленных рассказов и романов. Оттого, читая различные критические очерки Джека Лондона, ещё глубже осознаёшь всю богатую внутреннюю натуру писателя, его взгляды на собственную жизнь, профессию писателя и вовсе происходящие вокруг события. Очерк «О себе» очень хорошо описывает как-раз тот первый период жизни, который в будущем и заложил основы мировоззрения Джека Лондона, сформировал его творческое кредо.

«О писательской философии жизни» (1899) как нельзя лучше характеризует творческое кредо Джека Лондона. То, как он подходил к формированию замысла рассказа или романа, какие мысли в них попытался вложить, и что вовсе видел для себя важным в занятии литературой. Основная мысль такова, что книга ценна как раз потому, что выражает личный дух её автора – не дух эпохи или времени, не то, что читатель хочет услышать, а взгляд писателя на жизнь в преломлении героев, обстоятельств и испытаний. При этом автор категорически выступает против тех, кто пишет свои произведения по заказу, что по его определению убивает весь творческий дух.

«Эта статья не содержит советов о том, как пристроить рукопись, как обработать материал, не содержит она и анализа капризов редакторского карандаша и замечаний об извечном коварстве наречий и прилагательных. Неисправимые «борзописцы», она написана не для вас! Статья предназначается тому писателю, у которого есть идеалы, писателю, который стремится к настоящему искусству и мечтает о времени, когда ему не надо будет больше обивать пороги сельскохозяйственных газет или «семейных» журналов».

Важно преломить сюжет через собственное «я», создавать свои произведения в соответствии с собственными идеалами, найти то, что хочешь сказать миру. А выработать же такую философию, согласно Д. Лондону, можно лишь единственным путём – путём поисков, путём формирования её из материалов мировой культуры. Поэтому очень важно учиться, по определению самого автора: «постоянно всматриваться в лицо жизни». И здесь важно всё: «познать мотивы, которые движут личностью и массой, что известно вам из истории и биологии, учения об эволюции и этике и ещё из тысячи и одной отрасли знаний».
И здесь главное уметь тщательно отбирать материал для чтения, учится осваивать бегло, схватывать основное.

Описанную выше статью органично дополняет очерк «Черты литературного развития» (1900), в которой автор попытался проанализировать основные изменения в развитии литературы старого и нового времени. Почему на протяжении всего XIX века наблюдалась неумолимая тенденция к сокращению объёма романа? Как меняются приёмы изложения и методы мышления? Отчего в книгах пафосные речи всё чаще уступают место более конкретному? Кто, наконец, становится их главным героем? На эти вопросы Джек Лондон отвечает доходчиво и обстоятельно. При этом автор не забывает о своём главном кредо – связи литературы с самим человеком: его духовным ростом и развитием окружающего мира.

«Человечеству от наших произведений нужно главным образом, чтобы преходящее было выражено в непреходящей форме. Отсюда требование эпизодичности, и это требование мистер Киплинг удовлетворил. Он краток, прост, отрывист, свободен, в его произведениях нет ничего лишнего. Это как раз то, что требуется теперь человечеству, ибо оно уже прошло стадию детства, оно способно думать само. Дайте ему голую суть, и оно домыслит остальное.
Никогда за всю историю не нужно было ему так много сделать, не имело оно столько заданий одновременно. Поэтому всюду оно требует, чтобы возможно больший объём был втиснут в возможно меньшее пространство. И этому требованию должна отвечать литература. Человечеству не нужны романы и рассказы, изобилующие излишествами. Они будут отложены непрочитанными. Человечеству нужна суть дела, и нужна сейчас, немедленно».

Прочитано в раках Урока литературоведения, 103 тур.