Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

25 октября 2021 г. 09:08

473

3.5

Поверить не могу. Мы очутились в черной дыре, но это дыра какого-то нового уровня.

Нидерландский писатель Томас Олд Хьювелт не зря во всех интервью признается в любви к книгам Стивена Кинга.
Его роман "Сглаз" имеет абсолютно кинговскую задумку и развитие. И тот факт, что автор после получения предложения об англоязычной публикации первоначального текста 2013 года переписал его, переместив действие в Америку и изменив финал, лишь усиливает это сходство.
Вот только Хьювелт, увы, не Кинг, а потому великолепный замысел - очередные брожения членов замкнутого сообщества при столкновении со сверхъестественным - так и не получает достойного воплощения.

Городок Блэк Спринг, где всего в паре часов езды от Нью-Йорка проживает около трех тысяч человек, вот уже 350 лет вынужденно сосуществует с ведьмой.
Когда-то давно местные жители обвинили в колдовстве живущую в лесном домишке одинокую мать двоих детей. Сначала они заставили ее решать страшную моральную дилемму, а потом попытались казнить, но перестарались - в ходе издевательств Катерина ван Вейлер внезапно обрела истинную мистическую силу и устроила апокалипсис своим мучителям. Потом какие-то смельчаки умудрились скрутить её цепями и зашить ей глаза и рот во избежание сглаза словесного и визуального, но больше ничего сделать не смогли.
Так что ныне на дворе уже 2010-е, а по улицам по-прежнему, погромыхивая цепями, бродит ведьма в полуистлевшем старинном одеянии и с пугающими черными стежками на лице. Иногда она материализуется прямо в доме какого-нибудь добропорядочного гражданина, а порой на сутки-другие застывает посреди главной площади, вынуждая местных идти на немыслимые уловки, чтобы скрыть её от приезжих.

Взаимодействие жителей Блэк Спринг с ведьмой - самое интересное, что есть в этой книге.
Помимо массы остроумных ноу-хау в области маскировки (включая имитацию строительной площадки при помощи звуковых колонок и набрасывание кухонного полотенца на страшное лицо во избежание порчи семейного ужина), Хьювелт радует изощренными деталями вроде приложения, отслеживающего перемещение Катерины, и Чрезвычайного закона, регулирующего порядок обращения с ней и наказания за его нарушение.

А вот развитие конфликта в романе начинает буксовать практически сразу же.
Понятно, что в лишенном возможности уехать из проклятого места населении копятся раздражение и злоба, готовые выплеснуться не по адресу.
Закономерно, что местная молодежь готова взбунтоваться против надоевших порядков и делает это с использованием современных технологий и грубых шуток в манере видосиков в Интернете.
Вполне достоверно покатившийся в тартарары город расцветает пышным мракобесием и индивидуальным сумасбродством.
Всё это, вкупе с трагедией отдельно взятой семьи - отличные составляющие хоррора в духе Кинга.
Но скудно написанный и слабо увлекательный текст топит весь потенциал сюжета в нудных, странно сконструированных фразах, самоповторах, а позже еще и в полной фантасмагории, кажется, вообще лишенной внятного смысла.

По ходу дела Хьювелт настолько заигрывается с неразрешимыми моральными дилеммами, что делает неоднозначной до полной непонятности даже саму Катерину, про которую в итоге так и не ясно, Зло она там или что, сбрендить право имела или тварь дрожащая, жертва обстоятельств, ничего не ведающая.
Как и в случае с любимыми юным поколением моральными загадками типа "проблемы вагонетки", "Сглаз" в итоге скрывает за идеей ужасного выбора абсолютную искусственность.
Итог в любом случае получается недостоверным, поскольку опирается на надуманные правила игры, в которые трудно поверить.

Ведьма Блэк Рок - наша реальность. Она - не далекий отголосок прошлого, как бывает в идиотских комиксах. Она постоянно противостоит нам, столь же опасная, как питбуль в вольере.

Приятного вам шелеста страниц!