Больше рецензий

_IviA_

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 октября 2021 г. 19:11

60

4.5

Под одной обложкой объединились два романа классика британской литературы Уилки Коллинза.
"Жёлтая маска"-роман, который вряд ли возможно сыскать в современных изданиях. Горевать по этому поводу сильно не стоит. На мой взгляд, роман абсолютно проходной и, даже не заглядывая в библиографию автора, можно с уверенностью сказать, что это-пробы пера. "Жёлтая маска"-детективная история, но настолько предсказуемая, что читателю не остаётся никакой интриги. Собственно, приходящая на ум разгадка тайны-единственно возможная. Так что читателю стоит смириться и ждать развязки. Конечно, странно было бы придираться к детективу тех времён, когда английских детективов ещё в природе не существовало, но кроме как за детективную линию и ухватиться больше не за что. Любовная линия-невнятная, потому что герои такие же невнятные. Главный герой абсолютно несимпатичный, с лёгкостью предавший свою любовь, а потом делающий вид, что так и надо. Главная героиня-святая сиротка, этакая выросшая Нелл из "Лавки древностей" Диккенса. Единственные любопытные персонажи-главный злодей и злодейка, но полностью их характеры на страницах романа не раскрылись. Тут, кстати, обнаруживается главное достоинство романа: в нём всего сто с небольшим страниц. В моих глазах "Жёлтая маска" была в "догрузку" к "Женщине в белом".
"Женщину в белом" не зря считают лучшим произведением Коллинза наравне с "Лунным камнем". Романы даже похожи по своей структуре и немного по сути.
Я могу представить, какой фурор произвёл роман в своё время, когда печатался по частям на страницах журнала Диккенса. В "Женщине в белом" автор использовал тот же приём, что и в "Лунном камне", позволив вести рассказ разным лицам. От этого возникает видимость настоящего полицейского расследования, когда каждый свидетель рассказывает историю со своей точки зрения. Этакий "эффект погружения" для читателей. Необычно, свежо даже для современности, для 19 века-феерично.
Коллинз умело держит напряжение, особенно в первой части романа. Там такой саспенс! Настоящий готический роман. Некая леди, одетая как привидение, во всё белое, встречает главного героя на просёлочной дороге лунной ночью. Она торопится в Лондон, явно боясь кого-то. Впоследствии мы узнаём, что дама сбежала из психиатрической клиники, куда была помещена за то, что знала страшный секрет одного знатного господина. Во второй части градус напряжённости немного спадает, но всё равно держится на достойном уровне, когда жена этого знатного господина и её сестра пытаются выведать, что за тайна хранится так строго.
"Женщина в белом"-это не только про детектив (который неплох, учитывая время написания романа). Не зря роман печатался в журнале Диккенса. Если убрать детективную линию, то получится, что это произведение вполне себе в духе критического реализма, взлелеянного Диккенсом. Вариация на тему "Богатые тоже плачут". Про то, что богатые наследницы не вольны выбирать себе мужей, что они не защищены от посягательств на их добро, честь, жизнь. Что женщины в принципе достаточно бесправны в мире, где всё решают мужчины.
В романе мы наблюдаем два типа женщин. Классические девятнадцатовековые. Кроткие ангелы, слабые и ранимые, которых необходимо защищать мужчинам. В лице главной пострадавшей Лоры. И женщины волевые, решительные, умные, которыми искренне восхищаются даже их враги, в лице её сестры Мэриан. Вот здесь я могу порадоваться за проработку характеров персонажей. Мэриан великолепна. Главный злодей, этакий "серый кардинал", просто восхитителен. Прописан с особой тщательностью. Начиная со внешности и заканчивая достаточно эксцентричными привычками.
Слабая сторона романа, на мой взгляд,-последняя четверть. Тут мне показалось, что повествование "просело", история начинает затягиваться. После того, как тайна оказалась раскрыта, проходит много страниц "ни о чём", перебирание и без того известных фактов. Возможно, у Коллинза были свои соображения на этот счёт, а, может, он хотел как можно дольше радовать читателей журнала, кто знает. Ну и сам финал мне показался немного в духе "deus ex machina", когда судьба чисто случайно подкидывает "нужного человечка".
В целом же, я посчитала, что "Женщина в белом"-добротная и очень приятная английская классика.