Больше рецензий

17 октября 2021 г. 19:12

642

3.5 «О Господи, что мне следует делать? Что правильней — уйти отсюда или остаться?». (с)

⠀⠀⠀Я всегда хотела познакомиться с творчеством английской писательницы Дафны дю Морье, особенно после просмотра фильмов «Ребекка» Альфреда Хичкока и «Моя кузина Рэйчел» Роджера Мишелла. Я почитала о ней, и возникло ощущение, будто обязана здесь и сейчас что-то прочитать из ее произведений. И эта книга смогла увлечь меня, заставить задуматься, но, к сожалению, ее концовка полностью разочаровала. В итоге впечатление осталось смешанным, но я не готова сильно занижать оценку книге, потому что есть положительные моменты, например, персонажи. А теперь обо всем по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀Английский профессор, специализирующийся на французской истории, путешествует по Франции во время своего отпуска. С самого начала читателя знакомят с внутренним миром Джона, который не может найти себе место, он постоянно рефлексирует. Хандра — вот так можно описать начало. Появившись в Ле-Мане, он неожиданно встречает неожиданного человека, который так похож на него. Англичанин Джон и француз Жан, которые даже именами похожи, встречаются в баре и видят в друг друге себя. Ситуация комичная, но они ею решают воспользоваться, даже без согласия.
«Никто не имеет права играть жизнью людей, нельзя вторгаться им в душу, потешаться над их чувствами. Твое слово, взгляд, улыбка, нахмуренные брови не проходят бесследно, они будят в другом человеке тот или иной отклик: приязнь или отвращение; ты плетешь паутину, у которой нет ни начала, ни конца, нити соединяются с другими нитями, переплетаются между собой так, что один ты вырваться из нее не можешь, твоя борьба, твоя свобода зависят от всех остальных».
⠀⠀⠀Задумка сюжета довольна проста и распространена в наше время: поменяться местами и попробовать пожить так, как делает это другой человек. Сегодня подобная идея лежит в основе многих телешоу, сериалов/фильмов, а также книг. Поэтому перед началом книги возникло ощущение, что, возможно, будет скучно и даже предсказуемо, но получилось совершенно иначе: чувственно-лирический стиль, переплетающийся с психологизмом, воплощенный в детективной истории, которая определенно создает интригу. При этом книга читается невероятно легко: даже самые сложные аспекты жизни человека, его эмоции и чувства, его вопросы о смысле жизни, его вопросы о глобальном поиске не создают помех для читателя, потому что стиль писательницы явно располагает к себе. При этом в книге нереально найти какие-то юмористические вставки, но нужно ли они? Сомнительно, это могло бы испортить всю атмосферу, которая стала складываться с самого начала, когда нас знакомят с Джоном, главным героем этого произведения.
«Я, чужак, был зрителем в театре, но в каком-то смысле я был также и режиссёр: обстоятельства вынуждали из подчиняться мне, из поступки зависели от моих».
«Я погрузился в неизвестный мне мир, как беспечный путник, вступивший в болото, где каждый шаг засасывает его глубже, а отчаянные попытки выбраться делают ждущую его участь еще более неотвратимой. Но мне больше повезло: если я почувствую, что болото крепко держит меня и тянет в глубины, мне достаточно, чтобы обрести свободу, сделать шаг назад и вернуть себе свое «я», от которого я отказался в Ле-Мане».
⠀⠀⠀Поговорим о персонажах, которые являются явным плюсом этой книги. Можно относиться к ним по-разному, тут целый спектр чувств — от презрения до жалости.
⠀⠀⠀§ Джон и Жан — словно противоположности, которые имеют свои проблемы в жизни и видения мира. Это понятно с самого начала, когда они впервые встречаются в Ле Мане. Причём нельзя сказать абсолютно точно, кто прав, а кто нет, потому что у всех нас свой опыт, свой бэкграунд, которые влияют на мировоззрение и даже отношения с близкими. Так и в случае с Джоном и Жаном. У них появилась возможность пересмотреть свои взгляды и ценности, поменявшись жизнями. Как было сказано, они словно противоположности друг другу.
⠀⠀⠀§ Джону не хватало красок — ему было необходимо найти новый смысл жизни. «Куда легче было погрузиться в прошлое, наполовину реальное, наполовину созданное воображением, и закрыть глаза на настоящее. Вся его жизнь — это работа и адаптация. Нет ни отношений, ни хобби, ни каких-то интересных моментов. «Просто я как личность потерпел в жизни фиаско». Все начало книги — это будто постоянная хандра, которая почти готова передаются читателю. Он постоянно думает, как нелегко стать французом. Даже имея идеально выученный язык, он словно чужак. «Я никогда не стану французом, не стану одним из них». Одинокий англичанин в суровой французской культуре. «Я страстно стремился к людям, жаждал их узнать». И встретившись с Жаном де Ге, у которого в жизни есть все, у Джона появляется возможность поменять что-то в своей жизни.
«И тут, словно темная пучина поглотила мой рассудок, я почувствовал: если я не напьюсь сегодня, я умру. Насколько важно то, что я потерпел фиаско? Не моему окружению, моему мирку, не тем немногим друзьям, которые думают, будто знают меня, не тем, кто дает мне работу, не студентам, которые слушают мои лекции, не служащим в Британском музее, которые любезно говорят мне «доброе утро» или «добрый день», и не тем благовоспитанным, благожелательным, но до чего же скучным лондонским теням, среди которых живет и добывает свое пропитание законопослушный, тихий, педантичный и чопорный индивидуум тридцати восьми лет. Нет, не им, а моей внутренней сущности, моему «я», которое настойчиво требует освобождения. Как оно посмотрит на мою жалкую жизнь?»
⠀⠀⠀§ Если мы посмотрим на Жана, то это человек крайне принципиальный, который считает, что алчность управляет людьми. «Главное — утолить эту алчность, дать людям то, чего они хотят». И им самим, на самом деле. Ему чуждо сострадание, ему незнакомы те чувства, которые испытывает Джон. Ему претило иметь вот это все — и особняк, и завод, и связи, и обязанности, и семью, и отношения, и деньги. «Моя беда в том, что я слишком многим владею. Вернее, слишком многими». Это будто докучало. Он действует так, будто повидал всю жизнь, и знает как будто все на свете. «Вы самый счастливый человек на свете — и вы недовольны». Появляется вопрос: как вообще Жан мог так поступить со своими родными? «Если он действительно хотел сбежать и сделать меня козлом отпущения, это доказывает, что ему не дорог никто в замке». И как покажет история, даже его появление сложно связать с заботой о близких. С самого начала сразу понимаешь, что это словно каприз человека, который тоже потерял свой смысл жизни. В этом и похожи Джон и Жан, на мой взгляд. «Жан де Ге поступал неверно. Он бежал от жизни, он спасался от чувств, которые сам и вызвал».
«Вы жалуетесь, что ваша жизнь пуста, — сказал он. — Мне она кажется раем. Хозяин в собственной квартире, никаких семейных пут, никаких деловых обязательств, весь Лондон к вашим услугам, если вздумается поразвлечься, хотя лично мне он не показался веселым, когда я был выслан туда во время войны, — но, так или иначе, в большом городе ты всегда свободен. Он не душит тебя, как веревка на шее».
⠀⠀⠀§ Если говорить о семье де Ге, то прежде всего цепляет свои поведением Мари-Ноэль, дочь Жана, которая всеми силами пытается доказать, что она единственный любимый человек у своего отца. За всеми ее поступками будто скрывается страх перед одиночеством, страх быть покинутой своим отцом. После появления Джона становится ясно, что Жан не уделял ей особого внимания, поэтому девочка всячески пыталась привлечь его внимание и вернуть любовь. А случай с окном? А случай с раскрытым условием брачного договора? Все это подтверждение грустного факта нехватки внимания и заботы о своём собственном ребенке.
⠀⠀⠀§ Спорными персонажами были графиня де Ге, мать Жана, а также Рене, жена его брата. Сначала было сложно составить мнение о матери Жана, но потом я поняла, что она удивительно циничная женщина, которая выглядит следующим образом: «Вижу цель — иду к ней». При этом в навале она показано как весьма заботливая участливая матушка. «Ах! Бедный мальчик. Тебе здесь трудно, да?». Но в рамках сюжета ее действиям и даже словам нет оправдания. Весьма спорный персонаж с точки зрения характера и поступков, особенно в конце книги. Но периодически становилось ее жалко из-за ее истории, которая тесно связана с подарком Жана.
⠀⠀⠀§ Рене… совершенно комичный персонаж на мой взгляд, но в то же время спорный, потому что совершенно непонятно, зачем вся эта драма была введена в самом начале, и потом она не проявлялась почти всю оставшуюся часть. Она настолько пыталась все скрыть от прочих обитателей дома, что в итоге все знали про ее тайные действия.
⠀⠀⠀§ Говоря о жалости, то больше всего я жалела Поля и Франсуазу. Я не понимала, почему Жан так поступал со своим братом, а про его подарок — это вообще ужаснейшая шутка. Слишком мягкий, слишком устойчивый? Он считал его тряпкой. Но, на самом деле, настоящей тряпкой был Жан, это становится понятно по финальным событиям. Франсуаза действительно сильно страдала в семье де Ге, которая ни ценила, ни уважала и ни любила вовсе. Ее судьба по-настоящему задела меня, будто это моя знакомая, которая находится в несчастливом браке и семье, где она не нужна. Когда Мари-Ноэль ломает фигурки, Франсуаза бросает такие слова «разбила своими ужасными неуклюжими ногами единственное, чем владею и что люблю в этом доме», что становится понятно, у нее ничего нет в этой семье, и никто ее не держит. Даже дочь.
⠀⠀⠀§ На самом деле, я очень часто переживала за собаку, Цезаря, которая, очевидно, выбывало Джона, потому что внешность может быть одна и та же, а вот запах… Казалось, что каждый раз, когда Цезарь рычал на Джона, все больше шансов, что собакой займутся. Мне кажется, что даже все эти промахи Джона, чуйка Цезаря — показательны. Ни Жан не знал свою семью, ни его семья не знала его. Суровый, но грустный факт.
⠀⠀⠀Если мы видим эволюцию Джона, то оценить Жана практически невозможно. Можно только предполгать, что случилось с ним. Например, можно сопоставить его с начальными установками и с последними, но, как видно по сюжету и финалу, мало возможностей для этого. Возможно, так было задумано, опять же тут вопрос об открытом финале, о котором будет сказано позже, но ощущение, будто Жана не раскрыли, как будто что-то оставили за кулисами. Какой-то секрет унесли за собой. Как я уже говорила, поступки Жана — словно каприз человека, который не знает, чем себя занять. Или, к примеру, то, как все сложилось в итоге, показывает, насколько Жан жалок в своих поступках, которые даже не может довести до конца. Вариативность оценки в данном случае не располагает к себе.
⠀⠀⠀А теперь о той части книги, которая разочаровывает. Я не имею ничего против открытых финалов, которые использованы в нужный момент. Открытые финалы нужны, чтобы показать, что все события, связанная с жизнью персонажей, закончены, но при этом точек сделана там, где нет однозначного ответа об их судьбе и будущем. По моим рецензиям можно увидеть, что часто многие авторы как будто не справляются с концовками, а про открытые финалы вообще молчу. Сама кульминация книги может быть фантастической. Но практическое завершение, по сути, концовка, настолько портят впечатление, что даже можно подумать, будто зря читаешь. Так случилось и здесь. Я была крайне расстроена концовкой. Такая кульминация — и такой слабый финал. Не та книга, где хотелось видеть открытый финал. Как будто не хватает полного осмысления ситуации между Жаном и Джоном, драмы между персонажами. Да, состоялся разговор, но что дальше? Да, можно представить самим, все же открытый финал это и предполагает. Но ощущение, что в этой книге не место для него. Под конец книги было видно, насколько Джон изменился, какие эмоции стал ощущать, и все это оторвалось настолько резко, настолько топорно, что остается в итоге только разочарование. Вот так концовки могут портить впечатление о книге, у которой нереальное сочетание лиризма и психологизма, стиля и философии, сюжета и задумки. Ещё мне не хватило истинно французской культуры. Мы видим, как важен был французский язык в этом просветлении — незнание привело бы к полному краху идеи обмена.
⠀⠀⠀Какие сильные и слабые стороны я могу отметить? Сильные стороны (плюсы): стиль повествования (легкость); сочетание лиризма и психологизма; начальное развитие задумки обмена жизнями (до кульминации); кульминация и «разговор по душам»; персонажи. Слабые стороны (минусы): концовка; открытый финал; нераскрытие Жана.
Выводы:
⠀⠀⠀Эта книга заставляет задуматься. Нет, не о смысле жизни, это слишком банально и даже сложно. Эта книга заставляет задуматься о своих отношениях с людьми, которые близки и которые так или иначе связаны с ним. На примере Жана видно, насколько важно не избегать проблем в отношениях, а пытаться их решать. На примере Джона видно, насколько опасным может стать одиночество. Несмотря на то что я определенно точно разочарована финалом книги и нераскрытием личности Жана, у меня все же больше положительное впечатление о книге, чем отрицательное. Все персонажи, которые задействованы в книге, в том или ином виде демонстрируют архетипные проблемы, которые встречаются сплошь и рядом: одиночество, нехватка внимания и заботы, алчность, отсутствие смысла жизни, беспомощность, зависимость и так далее. Рекомендовала бы ли я эту книгу к прочтению? Скорее да, чем нет, потому, как я уже сказала, она заставляет задуматься, а это крайне важно. А сочетание психологизма и лиризма с задумкой обмена — весьма интересное, особенно когда это написано рукой Дафны да Морье.