Больше рецензий

serovad

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 февраля 2013 г. 11:44

65

5

Сложно быть исключительно объективным к Фандорину, будучи ценителем всей "фандорианы". Особенно, если от последних книг иногда оставалось то легкая тень недоумения, то мимолетное раздражение, то еще что-то, что чуточку портило впечатление от героя, который то тут не доглядел, тот там не додумал, то здесь не проявил свой талант, тот еще где-то его опередил противник...

И вот "Нефритовые четки" частично реабилитируют Фандорина. Дело, конечно, не только в стилизации под других мастеров детективного жанра, сколько просто в смене жанра. Когда-нибудь на смену романам должны были прийти рассказы и повести. Акунин нашел лучший момент для этого, решив одной книгой сразу несколько проблем - рассказал о том, что было с Фандориным между предыдущими книгами, открыл парочку секретов, в том числе и секрет появления нефритовых четок, ушел от политики (ну, или почти ушел), реабилитировал Фандорина от некоторых мелких неудач, и в чем-то даже освежил его образ. Ну и, конечно, стилизовал книгу, что тоже пошло на пользу герою.

Впрочем, не везде так. Например, в повести "Перед концом света" Фандорин, на мой взгляд, не лучшим образом проявил свои детективно-дедуктивные способности. Как-то не очень вяжется, чтобы такого опытного следователя находящаяся рядом с ним баба так долго водила его за нос, и чтобы он слишком поздно понял закономерность географии самоубийств. Ну хоть детей спас, и то во многом благодаря случаю.

«Table-talk» наоборот, слишком идеализирует Фандорина, которые раскрыл преступление, не побывав на месте его совершения. Вот такую бы гениальность ему накануне конца света. Да и вообще во всех случаях, которые ему пиходилось расследовать - не было бы тогда ненужных, случайных а порой и нелепых смертей.

"Скарапея Баскаковых" ("Собака Баскервилей" по русски) - в общем-то не совсем про Фандорина, а про его помощника Тюльпанова, который поехал в глубинку расследовать дело, писал отчеты начальнику, а тот к концу приехал, констатировал, кто тут преступник, великодушно позволил ему застрелиться и пожал лавры. Такая же финальная участь его ожидает и в "Одной десятой процента", но только благодаря исключительному стечению случайностей. Что-ж, такое в литературе должно быть иногда.

"Сигумо" слабоват с детективной точки зрения. Но с художественной - это интересно. Хорошо, что рассказ поставлен в самом начале книги. Пошел в качестве аперитива.

А вот про рассказы "Из жизни щепок", "Нефритовые четки", "Чаепитие в Бристоле" и "Долину мечты" ничего плохого сказать не могу. На мой взгляд, полное соответствие жанру и высокое качество изложения. Настоящие детективы (местами - с элементами боевика).

Про "Узницу башни" тоже бы не сказал ничего осуждающего, по крайней мере в адрес Фандорина. Но вот стиль доктора Уотсона перевран, образ Шерлока Холмса искажен. Какой-то он излишне живой стал, этот Холмс. Просматриваются в нем и страсти, и порывы, хотя у Конан-Дойла этот человек более флегматичен, чем у Акунина, и в меньшей степени самолюбив. Ну ладно, хотя бы детективный гений не оказался запачканным, и то хорошо. Кстати, хоть и считается, что в одновременной схватке с гениальным преступником Люпеном проиграли и Фандорин и Холмс, я считаю, что Холмс все же несколько выиграл.

Что-ж, тем не менее спасибо Акунину, что разбавил немного свою фандориану, и теперь можно возвращаться к романам. Впрочем, мы знаем, что там еще будет драматургия. Но это уже другой вопрос.