Больше рецензий

shulzh

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 сентября 2021 г. 21:20

1K

0 Физкультура и спорт - залог красоты души?

Иван Ефремов Лезвие бритвы
Две бритвы Ивана Ефремова – две крайности?

Лезвие бритвы замечательная светлая и теплая книжка.
У Ефремова в романе целых два образа острых лезвий. Первое это бритва Оккама – способ научного поиска. Предельно кропотливый и бесконечно долгий путь научного поиска, когда ученый годами, а то и десятилетиями бьется над проблемой, постоянно отсекая тупиковые гипотезы, неправильные решения, возвращаясь назад, постоянно ошибаясь и сворачивая на ложные пути. Если он будет упорен, и он ему повезет, то он придет к истине на тончайшем лезвии ножа, когда уже будет отсечено все возможное.
Тут я немного не согласен с Ефремовым, ибо существует еще эврика Архимеда, Ньютон ловил яблоки на голову, да и спьяну может присниться некая таблица элементов. Существует еще один способ – метод внезапного озарения, когда истина приходит вдруг, когда ее не ждали.
Второе лезвие – это любимая его тема. Красота человеческого тела. По его мнению, красота – это целесообразность и необходимость. Тысячи лет природа шлифовала и отсекала от человеческого организма все ненужное и вредное, весь сор и шлак, доводя человеческие формы до идеала, до гармонии. И красивый человек это умный и здоровый человек, то есть гармоничный.
И по мнению Ефремова, устами главного героя Гирина, искусство и культура должно полностью служит идеалу, бесконечно воспевая красоту и гармонию. И вот тут я совершенно не согласен с Ефремовым. Настоящее искусство вообще никому ничего не должно, оно должно быть талантливым и адекватно отражать этот мир во всей его красе и уродливости. А вот, о чем говорит Ефремов актуально лишь для направления советского соцреализма. Более того, в ХХ веке в мировой культуре во всю доминировал модернизм, а впоследствии и постмодернизм, который жертвовал очень многим ради полного и яркого отражения в первую очередь внутреннего мира человека, в том числе часто весьма некрасивого и гадкого мира. Но тут уже есть истина, а истина гласит, что мир максимально разнообразен, и далеко не всегда красив, и практически всегда не идеален, а гармонию бывает лишь в недостижимом идеале. В качестве примера – это русский модерн, а именно русский декаданс – серебряный век, четко показывающий весь упадок, тлен и гибель старого русского мира, бред и абсурд нового. Несмотря на то, что Гирину понравилась Цветаева, не знаю понял ли он трагедию того поколения художников.