Больше рецензий

9 сентября 2021 г. 21:29

3K

4.5 Kind designs.

695f96a22a76.png

ㅤЭмма очень любит вмешиваться в жизни других людей. Крайне интересно выбрать себе наиболее, как кажется, удачную цель, постараться сделать так, чтобы она исполнилась, а после радоваться тому, что случилась такая интрижка со счастливым финалом. И все благодаря тебе. Сводничество, конечно, фигурирует во всех вмешательствах, и Эмме это нравится: все происходит (или должно, по крайней мере) так, как хочет она, а когда умнейшие наставления вытекают в благоприятный для нее и для ее протеже, как ей кажется, исход, то тщеславие просто ликует. И все бы хорошо (насколько это возможно в рамках манипуляции), но Эмме свойственно принимать желаемое за действительное и действовать очень неосмотрительно, игнорируя чувства как окружающих ее людей, так и свои собственные. Она путает сама себя и, имея власть над другими, путает и их, что ведет к ситуациям весьма странного характера. Однако остановиться не может: слишком увлекательно.

ㅤРоман, стоит признать, восхитителен. И дело не столько в этом особенном английском антураже, сколько в книжной алхимии Джейн Остен. В «Эмме» огромное количество уловок, деталей и, самое главное, жизни, которая перетекает из главы в главу, оставляя за собой почву для размышлений и анализа. Психологизм здесь на высочайшем уровне: писательница исключительно остроумна и проницательна, и персонажей своих она видит насквозь, что после с невероятной точностью отражается на бумаге под ее пером. Все характеры прекрасно проработаны, но самая главная звездочка, что очевидно, — Эмма. А она любит заниматься не только сводничеством, но и самообманом, который является неотъемлемой ее частью.

ㅤЭмма во многом эгоистична, но сердце у нее все-таки есть, как и беспокойство и смятение после совершенных ею ошибок. Тем не менее, самолюбие и властность в ней преобладают, и она, избалованная с детства, любит держать все под своим контролем и направлять события, касающиеся ее, в то русло, которое нужно ей. Единственное, в жизни Эммы порой бывают эпизоды, когда становится не совсем ясно, переиграла ли она людей, втянутых в устроенные ею интрижки, или саму себя. Она может достигнуть верхов самообмана, внушая себе то, чего нет на самом деле, и забывая о том, как работает ее же сердце. Вся «дружба» с Харриет всецело состоит из этого, и на протяжении всего романа Эмма путается в себе, отказываясь видеть очевидное. Туман рассеивается лишь в конце, а до этого лишь напускные эмоции и присвоение некоторым поступкам очень мутные в своей уместности названия. Так, например, Эмма, решив, что возьмется за перевоспитание Харриет, посчитала свои намерения исключительно добрыми и всецело уверила в этом себя. И зачастую каждое «бедняжка Харриет!» — плод огорчений сорвавшихся планов, а не бескорыстного сочувствия, в котором Эмма так старается саму себя убедить. Также она убеждена и в любви мистера Элтона по отношению к Харриет, которую тоже уверила в этом, хотя абсолютно всем было ясно, к чему ведет каждое восторженное слово со стороны мужчины. А ведь это лишь самое начало.

ㅤЭмма и свои чувства не совсем понимает. В Фрэнке Черчилле, еще до его приезда, она уже увидела своего идеального партнера, судя лишь по слухам. Однако когда она увидела, как он проявляет свою заинтересованность, позволила себе немного влюбиться в него. И ни о какой искренности здесь нет и речи. Но вот когда вопрос касается мужчины, которого она действительно любит, пробуждается эгоизм и неугасаемое желание контролировать все, что ее окружает, и тогда уже становится не до самообмана. Ее решения уже принимаются твердо и осознанно, с выражением всей ее натуры, а выражение «бедняжка Харриет!» можно назвать не то привычкой, не то просто знаком какого-никакого уважения, когда искреннего сочувствия и участия в этой ситуации практически нет, ибо на первом месте у Эммы находятся лишь она сама и ее счастье.

ㅤОднако в главной героине есть какое-то очарование. Эмма, может, и походит на довольно опасную личность, особенно для таких, как Харриет, ибо ее заблуждения относительно некоторых вещей благодаря манипуляциям очень легко перенять, еще и когда она абсолютно уверена в своей правоте, но как персонаж она невероятно живая, и это, на самом деле, очень притягивает. Пусть она эгоистична и тщеславна, это и выделяет ее из общей массы и заставляет обратить на себя внимание, позволяет даже полюбить за энергичность, несносность, целеустремленность. Эмма далеко не совершенна, но поэтому она и нравится. На все, что она придумывает и делает, смотришь не с неодобрением, а с незлой насмешкой, в которой сквозит лишь это «опять?..».

ㅤПомимо особенностей личности Эммы, роман полон и многих других интересных деталей. Чего стоит один лишь Хайбери, который оживает у читателя на глазах! Все сплетни, взаимоотношения, локальные интриги придают городу свои очертания, которые полны очарования; проработка второстепенных героев, живущих там, также всецело восхитительна, и детали, касающиеся их, крайне любопытны. Что насчет мистера Перри, который ни разу не появляется в романе, но с которым согласуются абсолютно все? Как же мисс Бейтс, которая, наверное, единственная видит все то, что «происходит у нее перед глазами»? Все это настолько незаметно на первый взгляд, что и не подумаешь о том, что мистер Перри может быть голосом предрассудков всех персонажей, а мисс Бейтс — женщиной, которая, растекаясь мыслием по древу, рассказывает о событиях исключительно правдиво. Детали наполняют роман, и находить их — очень занятная вещь.

ㅤИнтересна «Эмма» и с точки зрения стилистических новшеств. Некоторые особенности текста, например, свойственны аж модернистскому течению. Например, взять фрагмент со сбором клубники, когда Джейн Остен описывает многочисленные восклицания, переходящие из полного энтузиазма к желанию свести эту задумку к отдыху, потому что на солнце слишком жарко. Через короткие реплики, между которыми проходит какое-то время, очень четко отображается картина происходящего, хотя текст не имеет форму монотонного описания. Или болтовня той же мисс Бейтс, которая не умолкает! Вся ее речь очень точно отражает динамичность характера за счет отсутствия перерывов на реплики других персонажей. Эта новая форма наполняет мисс Бейтс чем-то новым, крайне четко показывает ее натуру. Однако самое главное — стилистика романа в целом, то, как ведутся основные события. Джейн Остен впервые написала произведение, где через третье лицо передаются отношение персонажа к ситуации, его чувства, эмоции. Это и не первое лицо, полное участия главного героя, и не третье, в котором царит авторская отстраненность. Нечто среднее. И для того времени очень новое.

ㅤ«Эмма» — восхитительный роман, наполненный остроумием писательницы, а также множеством деталей, интересных и уникальных. В нем очень много Англии, теплой и уединенной, авторской вовлеченности в происходящее, любви к героям, чего-то особенного, привлекающего все твое внимание. И наиболее примечателен он тем, что полон таланта. Причем исключительного.

695f96a22a76.png

Комментарии


i absolutely adore your work, my dearest pumpkin! keep up the good work!! <3