Больше рецензий

Elice

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 августа 2021 г. 19:08

2K

4

Не могу сказать, что книга плоха, но это совершенно не то, что доставляет мне наслаждение в литературе. Я читала эту книгу очень медленно и мучительно. Особенно неожиданно это было после моего восторга после прочтения "Тайной истории". Я ожидала как минимум таких же эмоций. А если учесть популярность этой книги и ее Пулитцеровскую премию, то не исключала и того, что она может понравиться мне больше.
Тео Деккер оказывается вместе с мамой в Метрополитен-музее в момент, когда там взрывается бомба. Тогда он теряет маму, и одновременно с тем ворует из музея "Щегла", шедевр голландского художника Карела Фабрициуса. После этого жизнь Тео начинает катиться по наклонной, что не удивительно, ведь его забирает в Лас-Вегас алкоголик-отец, а еще он заводит себе друга из маргинальной среды - Бориса, мелкого воришку, алкоголика и торчка со склонностью к гомосексуализму. Именно под его руководством Тео приобретает все свои дурные привычки. Не способствуют созданию здоровой атмосферы и отец с его подругой, большей частью находящиеся в алкогольном или наркотическом угаре, не следящие, сыт мальчик или нет. Ну а дальнейшее стало уже делом привычки.
Первую треть книги мне было ужасно скучно. Только после возвращения Тео в Нью-Йорк во мне начал просыпаться интерес к этой истории. Но потом опять появился Борис, и сюжет превратился в какой-то фарс из криминальных комедий. Но мне понравилась концовка и то, к чему вывела автор эту историю, нравиться ее взгляд на мир.
Главная проблема с этой книгой для меня в том, что ни в одном из трех пунктов, за которые я могу полюбить произведение, я не совпала с ней.
Пункт первый: интересные герои, не зависимо от того, герои они или злодеи. Тео же большую часть книги просто посредственность. Он ничем не интересен и никак не меняется, только все больше скатывается по наклонной. Он во всем зависит от своей среды. Остался бы он у Барбуров - стал бы точно таким же "золотым мальчиком", попал бы с самого начала к Хоби, превратился бы точно в такого же честного труженика, мастера с "золотыми руками". Но он попал в среду мошенников и наркоторговцев, что и решило его судьбу.
Второй пункт: интересный сюжет. Тут тоже ничего такого, что захватывало бы внимание и заставляло судорожно переворачивать страницы. Не интересна мне вся эта среда отбросов общества. Тем более, что у Тео был шанс выбраться из этого болота, но на учебу он забил, просадив всю свою жизнь в наркотическом дурмане.
Третий пункт: красивый язык. Ничего плохого про язык в этой книге я не могу сказать, он вполне нормальный. Но это явно не Маркес, не Набоков и не Марсель Пруст.
То есть, для меня это по всем трем пунктам выстрелы мимо.
И все же мне понравились размышления Тарт о жизни, об искусстве и о том, как реагируют люди на посттравматический синдром. Это наблюдалось и у самого Тео, и у Пиппы да и, думаю, у очень многих. Как потом после какого-то очень трагического события месяцами или годами крутиться в голове то, как легко было избежать трагедии просто отказавшись идти в какое-то место, куда тебе и идти не особенно хотелось.
В общем, у меня от этого чтения остались очень двойственные чувства. Многое мне не понравилось, но были в этой книге и вещи, которые можно назвать просто попаданием в десятку. В том числе и тот самый шедевр, в честь которого названа книга. Есть в этой картине что-то такое, от чего перехватывает дыхание.

Прочитано в рамках игры "Собери их всех".