Больше рецензий

1 августа 2021 г. 08:02

3K

4.5 Самое сложное - это принять, что другого невозможно понять

На мой взгляд, главной целью книги было написать викторианский роман по эпохе и атмосфере, при этом используя современные проблемы и методы повествования, что во многом противоречиво и от этого так интересно.

За двести лет "норма" того, что можно публично проговаривать сильно изменилась. На волне бодипозитива, психоанализа и поиска внутренней гармонии, литература стала более телесной, искренней, откровенной. Герои романа открываются для читателя сильнее, чем герои условной книги "Война и мир". Процесс деторождения, кормления, воспитания, конфликтов внутри брака и семьи показаны с условиями сегодняшнего "разрешено".

Я полюбила творчество Марины Степновой после книги "Женщины Лазаря", в которой автор пишет великолепным витиеватым языком и реконструирует сложные человеческие образы, чему нам всем полезно было бы научится. Основная проблема всех человеческих драм во взаимном недопонимании. Нам кажется что мы человека "знаем как облупленного", а он нас "совершенно не понимает". Трагедия же в том, что в обратную сторону происходит ровно тоже самое. Герои Степновой показаны нам во всей полноте своего мировоззрения, мы можем не знать каждую их мысль досконально, но мы видим те важные вехи которые их формируют и которые толкают их на те или иные поступки.

В "Саде" (как мне кажется) только один человек от нас скрыт. Нам по спирали рассказывают жизнь врача Мейзеля, в следствии чего нам все понятнее и понятнее становится его привязанность к дочери княгини. Сама княгиня понятна своей любовью к окружающим женщинам и безразличию к мужу. Понятны поступки князя, ставшего никому не нужным, живущим прошлым по причине отсутствия иных перспектив. Понятна внутренняя борьба Нюточки, которую судьба всегда оставляла без выбора. Понятны и поступки Виктора, исходя из его воспитания, окружения и склада характера.

Но что формирует Тусю? О чем она думает? Почему она так поступает?
Можно ругать ее, можно приписывать ей различные заболевания, можно махнуть на нее рукой. Или нельзя? Степнова учит нас, что у любого поступка есть объяснение, у любой личности история, и никогда жизнь не преподносит эту информацию нам на блюдечке. Мы должны научится думать, научится останавливаться в моменте, отбрасывать суету и лихорадочность мыслей. Сесть и реконструировать близкого нам человека, чтобы осознать характер его поступков. Мы никогда не избежим когнитивных заблуждений, но у нас всегда есть возможность - попытаться обсудить и понять происходящее.

Сложности человеческой жизни перемежают исторические события: семья Ульяновых выглядит живой и гостеприимной, сытая счастливая жизнь в поместье окружает покоем и умиротворением, богатый шумный Петербург утомляет балами и гусарами, бодрит безудержная любовь к лошадям от анатомии до объездки. Много обсуждается литературы, что для книголюба всегда в радость.

Витиеватый, полюбившийся мне язык Степновой есть и здесь, но немного запинающийся. В этот раз герои получились слишком разными, отдаленными пропастями жизненных ситуаций из-за чего иногда чтение запинается. Но в данном случае я была рада победе сюжета над языком. Очень жду продолжение этого романа, либо же просто истории с героями из этого мира, ибо мне кажется, что именно в такой резонирующей и парадоксальной эпохе комфортнее всего обсуждать день сегодняшний. Дистанция от себя в виде прошедшей эпохи дает больше смелости для обсуждения текущих проблем.

Комментарии


правильно написали, что реалии современной жизни перенесены на 19 век. Не- любовь княгини к будущему ребенку, сам ребенок не такой как другие и.т.д. Для меня эти придумки показались такими искусственными и не реальнфми для того времени , что не стала дочитывать, хотя жизнь и история самого доктора показалась интересной и язык хороший, но мне, как Станиславскому всё время хотелось сказать:Не верю!