Больше рецензий

25 июля 2021 г. 18:42

1K

4.5 «Никогда не прощай. Никогда не забывай. Таков мой девиз». (с)

⠀⠀⠀Как же долго я откладывала книгу «Большая маленькая ложь» Лианы Мориарти на потом (помню, как видели рецензии ещё на английскую версию), хотя знала, что она может меня впечатлить. Когда я посмотрела сериал, где играли такие замечательные актёры и актрисы, у меня появилась ещё более сильная мотивация познакомиться и с писательницей, и с книгой самой. Удивительно, что мне не сразу зашла книга «Город женщин» (надеюсь, дочитаю), и я решила переключиться на «Большую маленькую ложь». Естественно, я уже знала все сюжетные повороты и важные моменты, связанные с персонажами, но мне хотелось погрузиться именно в книжный мир этой истории, чтобы увидеть, как это было показано в оригинале Лианой Мориарти. С её творчеством я не была знакома до этого (до сериала), но после прочтения этой книги мне захотелось познакомиться и с другими её книгами. Кратко говоря, можно сказать, что книга великолепна с точки зрения психологии персонажей и заглавной темы, которая связывает весь сюжет. Но это стало слабой частью сюжета и, соответственно, концовки. Обо всём по порядку.

Сюжет, задумка и персонажи:

⠀⠀⠀Молодая мама по имени Джейн переезжает со своим сыном Зигги на полуостров Пирриви. Прекрасный город, у которого развито местное сообщество, где есть свои законы и правила. Приморский городок, где все друг друга знают. В первый день она по воле случая знакомится с Мадлен, весёлой женщиной, матерью трёх детей, которая переживает по поводу своего возраста, отношений с дочерью и бывшим мужем. Случайность сближает Джейн с Мадлен, а затем и со Селестой, прекрасной женщиной, которая является образцом для подражания. Три женщины, три разные истории, три разные проблемы, три точки соприкосновения. Что же у них общего? Противоположности притягиваются, как говорится. Но порой люди начинают верить в свою собственную сказку-ложь, которую они показывают другим, начиная жить ею. Ведь у каждого есть скелеты в шкафу.

⠀⠀⠀Задумка сюжета достаточно простая: показная идеальность семейных уз и отношений между людьми, которая слетает с каждым новым ударом. Джейн как катализатор событий начинает лавину, которая сметает все тайны на своём пути. И её тайны тоже. Чем-то напоминает «Последнюю миссис Пэрриш», где людям проще идеализировать красоту и отношения, чем смотреть глубже и критически размышлять. Никогда не оценивайте людей по обложке: кто знает, что скрывается за публичной маской? Эта простота задумки привлекает, а не отталкивает. В неё вплетена основная тема сюжета/книги: она связывает этих трёх женщин, которые так не похожи друг на друга. Но не только их, потому что есть истории Бонни и Ренаты, которые тоже тесно связаны с ними. Есть тема, есть посыл, который станет в самом конце («это может случиться со всяким»), есть показательные истории. Всё просто. Поучительная история на примере трёх достаточно тривиальных подходах.

⠀⠀⠀Если говорить про стиль и само повествование, то книга читается легко, просто, не занудно. Она не затянута, и это круто, потому что если было бы иначе, это был бы настоящий кошмар для такого простого сюжета. Главы короткие, насыщенные, дающие пищу для размышления каждый раз. Динамика стабильная. Каждый поворот событий вполне предсказуем и понятен, потому что писательница чётко ведёт к кульминации и разгадке, оставляет подсказки в виде простых брошенных слов. Это не минус, потому что интрига всё равно держится почти до последнего. Но если есть интрига до вечера викторин, то есть точки кульминации, то уже после неё становится понятно, что получилось скомкано. Слишком быстро, слишком ускоренно. Это расстраивает. Дайте насладиться событиями, понять всё, переварить.

⠀⠀⠀Персонажи книги — великолепны. Все персонажи настолько разные, что постоянно удивляешься: а почему, собственно, они сошлись? Например, удивляешься близкому общению Селесты и Мадлен, которые такие разные по своему характеру, по своим связям в обществе и так далее. В этом есть изюминка книги: наблюдаешь, как персонажи взаимодействуют друг с другом, удивляешься, как они объединяются, получаешь наслаждение от уровня дружбы и заботы. Возьмём, к примеру, Мадлен, женщину, которая обожает заботиться обо всём и всех вокруг (гиперопека — тоже плохо, и это классная подтема для сюжета). Она готова на всё ради своих близких и друзей, но она готова идти на уступки, как, например, в истории с Абигейл и проблемой ранних браков в Африке. Она готова нарушить обещания, лишь бы позаботиться о близком человеке, как в ситуации с Джейн. При этом у неё есть и свои проблемы, которые она постоянно скрывает в себе и лишь частично показывает своему мужу Эду. Она постоянно беспокоится, что её дочь любит своего отца больше, чем её. Она беспокоится, что она чем-то хуже Натана или Бонни. В ней есть соревновательный дух. Можно поговорить и о Джейн, которая постоянно переживает из-за своего сына по имени Зигги. Пережив насилие в прошлом, она думает, что это могло передаться её сыну. Она слишком отличается от других, но это не помешало ей сблизиться с Мадлен или Селестой. А теперь о Селесте. Великолепная женщина, которая является образцом для подражания. Всей завидуют ей, все чуть ли не влюблены в её мужа Перри, который настолько галантен, что не оставляет после себя безучастных женщин. Просто идеал, к которому стремятся все. Но за миром в розовых очках есть мир, который является реальностью, так тщательно скрывающийся от всех. И если посмотреть на всю книгу в целом, станет понятно, что история Селесты — связующая, к которой прикрепляются истории других персонажей.

⠀⠀⠀Несмотря на разветвлённость сюжета из-за большого количества персонажей (да, есть три основные истории — Мадлен, Селесты и Джейн, но они связаны и с другими персонажами, у которых есть своя история, своя тема в этой книге), он завязан на теме насилия. Именно от этого все истории отталкиваются: и история Джейн, которая пережила насилие под алкоголем в прошлом (одна из самых спорных линий в теме насилия и согласия), и история Мадлен, где присутствовало психологическое насилие над собой, и история Селесты, у которой были проблемы с домашним насилием в браке, и история Бонни, которая столкнулась с неприятным опытом в детстве, и история Ренаты, у которой дочь столкнулась с школьным насилием и буллингом. Любая из этих историй так или иначе связана с насилием — прямо или косвенно, но это не столь важно. Чувствуете масштабность? Такая связка радует, потому что чувствуется изначальный мотив или посыл писательницы показать всю глубину этой проблемы. «Это может случиться со всяким». На мой взгляд, это главное достоинство книги. Естественно, тут есть и другие темы: например, проблема ранних браков в Африке (и тоже в какой-то степени связка с насилием) или тема воспитания (сложная, многогранная в историях этих женщин и мужчин).

⠀⠀⠀Однако эта связка раскрыла некоторые слабые стороны сюжета, потому что из-за особого акцента на этой разносторонней теме показалось, будто концовка слишком скомканная и быстрая. Нас так долго вели к вечеру викторин, убийству, и так быстро закончили с разбирательством и судом. Особое внимание на одном привело к слабости концовки. Говорить о насилии — важно. Даже через книги. Но также хотелось бы увидеть более осязаемое, более подробное раскрытие сюжета в концовке. Затем сложилось впечатление, будто меньше внимания уделялось Мадлен: да, было много размышлений от её лица по поводу семьи, детей, дружбы с Селестой и Джейн. Но всё же про других больше, чем про неё саму. А у неё очевидные проблемы, которые так чётко показаны писательницей и которые явно надо прорабатывать со специалистом. И всё спущено на самотёк. К сожалению. Если писательница делает явный посыл на том, что нужно работать и с насилием, и со своими проблемами, то почему не уделено большее внимание проблеме Мадлен?

⠀⠀⠀Какие сильные и слабые стороны я могу отметить? Сильные стороны (плюсы): атмосфера книги; простой стиль повествования; элементы расследования; психология; тема насилия; персонажи. Слабые стороны (минусы): скомканная концовка (в сериале с этим лучше, кстати); непонятное судебное разбирательство (в сериале, опять же, лучше); нераскрытие проблемы Мадлен.

Выводы:

⠀⠀⠀Я люблю такие книги, где есть повествование про такие знакомые сюжетные архетипы — отношения, семья, любовь, дружба, — но, если в них вплетены более сложные проблемы, например, как тема насилия, естественно, это привлекает ещё больше. Плюс книги, у которых есть какой-то важный посыл даже при всей художественности, имеют большую ценность для меня. И вот такой книгой стала «Большую маленькую ложь». Истории Мадлен, Селесты, Джейн, Ренаты, Бонни, Натана, Эда, Перри — это кладезь для рассмотрения проблемы насилия, но в то же время здесь подробно показано всё то, что я описала выше. Персонажи книги — настоящее чудо, пусть они даже немного тривиальные и простые. У книги есть свои небольшие недостатки, у которых я сказала ближе к выводам, но они не портят впечатление. Концовка, действительно, могла бы быть лучше. И хорошо, что в сериале это раскрыли лучше. Есть на что ориентироваться. Рекомендовала бы я эту книгу? Конечно, да.