Больше рецензий

25 июля 2021 г. 15:17

2K

4

"Люди жаждут вещей знакомых, пускай даже чудовищных. Неизвестное оттого и трудно, что оно нам неизвестно."

Байетт , лауреат Букеровской премии, - удивительная рассказчица.
Она способна настолько глубоко погрузить, "затащить" в свою историю, что ты словно срастаешься с ней.

"Дева в саду" вместе с остальными тремя книгами образует тетралогию. И да, она будет весьма любопытна тем, кто заинтересован именно в английской культуре.

Байетт уделяет внимание эпохе Елизаветы I и послевоенной Англии (в частности, 1953 год), когда на английский престол взошла Елизавета II. Большую часть романа занимает постановка пьесы "Астрея", посвященной Елизавете I, что, собственно, и объединяет здесь эти две эпохи.

Пьесу написал местный преподаватель провинциальной школы. Тут-то всё и начинает закручиваться. Среди всей этой неразберихи и нелепых ситуаций зарождаются то неловкие, то противоречивые чувства. Герои любят и ненавидят, как могут, и со своими персональными драмами они тоже разбираются каждый по-своему.

Мы пристально наблюдаем за двумя сестрами Поттер - своенравной Фредерикой и кроткой Стефани - и их братом Маркусом, который страдает от неких "геометрических" видений, за друзьями их семьи - Александром (тем самым учителем, написавшем пьесу) и священником Дэниэлом.

Герои очень тесно переплетены с историей и культурой Англии, автор потчует нас многочисленными отсылками к произведениям великих писателей и поэтов (Китс, Шекспир, Лоуренс и др.), статьям о торжественной коронации Елизаветы II.

Например, мне очень запомнился момент, когда в одной из классных комнат школы Стефани с ученицами разбирала "Оду греческой урне" Джона Китса. Естественно, что я побежала искать это стихотворение, читать и делать свои выводы. Только оказалось, что у меня вместо "урны" - "ваза". Мысль о том, что можно дать несуществующему словесную форму, во мне очень откликнулась, как, впрочем, и преподавательская деятельность (когда не просто бросаешь материал в учеников, а заставляешь их размышлять), накатывает ностальгия.

Это, определенно, интеллектуальная проза, и прочитать залпом роман не получится. Где-то нужно от него отдохнуть, где-то посмаковать фразу или развить мысль. Очень ценю это в книгах. Не ждите от романа сильной динамики, сюжет здесь вялотекущий, наслаждайтесь темами искусства, литературы, ищите скрытое и неочевидное, копайте глубже, и думайте-думайте-думайте.