Больше рецензий

Auf_Naxos

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 июля 2021 г. 13:48

336

4

Многозначительная "Ф" (нем. F), вынесенная в заголовок, - это хитроумный кубик Рубика, ребус, который предстоит разгадать читателю.

В первую очередь, F - это фамилия, семья, во многом определяющая судьбу каждого из нас. И долгоиграющая и, казалось бы, ничего не значащая в масштабе вечности шарманка а-ля "Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова" оказывается решающей для каждого. Разумеется, фамилия главного героя (вернее, каждого из них) тоже начинается с F - Фридлянд. Семейное гнездо, преемственность рода оказывается сложной генно-определяющей клеткой, в которую закован человек. И потому настолько важным оказывается фактор имени - и истории вокруг него (присвоение чужого/утрата собственного имени художником, путаница вокруг имен братьев-близнецов, потасовка среди мальчишек с одинаковым именем и многое другое в романе).

F - это фатум, определяемый свыше и неизбежно поджидающий каждого. Это рок, которого можно избежать, но ведь опять не получится. Это судьба, от которой хочется сбежать и которую хочется обмануть, а то и вовсе присвоить чужую.

F - это фортуна. "Чудо", как названа она в романе. Удача, на которую не приходится расчитывать. Именно удача спасает одного из героев от публичного банкротства и последующего тюремного заключения.

F - это происшествие, случай (нем. Fall) и его последствия (нем. Folge). Случай становится решающим в судьбе каждого из героев. Что было бы, если семья не отправилась на сеанс гипноза? Если бы любимая девушка ответила Мартину взаимностью? И если бы его все же сбила машина на первой странице романа?

Наконец, F - это свобода (нем. Freiheit) и определенная гибкость (нем. Flexibilität) в принятии решений. Да, твое будущее определено твоей семьей, случаем, фортуной, но всегда есть место личному выбору. Именно ты решаешь, как трактовать выпавшие тебе карты. Именно за тобой нередко оказывается финальное решение. И тут не стоит вопрос веры в Бога - или не-веры в него (что, кстати, тут одно и то же, ведь Богу, существующему во всем и вне времени, все равно).

Как обычно у Кельмана, в романе много хорошего юмора и остроумных шуток. Смущает некоторая механистичность головоломки и довольно простая схема в основе структуры. Слишком буквальными показались и полумистические эпизоды - встречающиеся в метро дьяволы и семейные призраки прошлого на одной ноге. И все же это хорошая и оптимистичная литература, где в финале читатель может выбрать себе любое будущее, "какое нравится", и где символом веры может стать такой повседневный и привычный снег.