Больше рецензий

16 июля 2021 г. 02:29

72

3 Спойлер Деньгин зов

Жил-был на свете Ведьмин век написанный на исходе двадцатого века. Памятное со всех сторон событие, не удивительно, что Дяченко решили устроить в нём самый настоящий Апокалипсис с огоньком и разрушением. И ведь удался на славу да так, что меня, прочитавший этот роман всего каких-то четыре года назад искренне утянуло и уволокло в мир полный ведьм которых боятся и презирают от этого же страха. Настолько утянуло, что я с чистой совестью отдала именно Ведьминому веку все лавры самого любимого произведения авторов (до того моим фаворитом была Vita Nostra). И вот жил этот роман двадцать лет без своего продолжения, закончившийся на многоточии и заставляющий терзаться догадками, а спустя двадцать лет внезапно обзавелся продолжением. Долгожданным ли - уже другой вопрос.
Этой истории безусловно нужно было продолжение, ибо нарисованный пунктиром мир мог быть раскрыт, углублен и дополнен, а от истории Клавдия и Ивги хотелось простого человеческого хеппи-енда, но замысел автора был иным двадцать лет назад.
Признаюсь честно, продолжение изначально вызывало опасение. И опасение это не оказалось напрасно. Что изменилось в продолжении? С ходу с порога можно сказать - изменился тон. Из размеренно текущей истории, где находилось место лирическим отступлениям, которые раскрывали характеры главных героев, заставляли им сопереживать и симпатизировать, нас с разгона кидают в полицейский боевик, где бравый инквизитор бросается на помощь дерзкой и всей такой резкой даме в беде. Бравый инквизитор - Мартин Страж, состоявшийся во всех смыслах, достигший кресла куратора округа, но при этом остающийся по-детски наивным идеалистом, добрым, смелым, способным в одиночку накостылять злодеям. Дама в беде - современная ведьма, по всем правилам сильная, независимая, гордая, готовая отстаивать свои принципы Эгле Север. Не чета забитой и затравленной со всех сторон Ивги Лис.
Да и мир изменился, все-таки целых тридцать лет прошло. Долгих тридцать лет за которые Клавдий и Ивга усиленно меняли этот мир к лучшему для тех, кому судьба уготовила родиться ведьмами.
Новые герои вместе не проходит и половина книги - мир становится проще и быстрее даже для ведьм и инквизиторов. Проще, быстрее и как будто бы обыденнее. Встречаться с инквизитором и проводить уикенд в его квартире, прилетая на самолете в пятницу и улетая утром в понедельник? Да запросто, особенно если у этого инквизитора мать ведьма.
В этом, пожалуй, и кроется главная отличительная черта романов. Если Ведьмин век неспешно развивал историю любви Клавдия и Ивги на фоне целой канвы самых разных событий, то Ведьмин зов бросает Мартина и Эгле в объятия почти моментально без лишних прелюдий. Скучно, буднично? Время освободить место для действий - как боевых так и нет. Такое чувство, что авторы боятся, что читатель заскучает и почувствует какой-то подвох, если они остановятся хотя бы на секунду, чтобы перевести дух. Современный мир диктует свои условия и вот уже мы читает совершенно будничные и ничем не примечательные фрагменты где Эгле воюет с руководством фильма, в котором задействованы её костюмы и нет в этом ничего глубокомысленного - просто обычная жизнь. А вот на сцену выходит молоденькая школьница-ведьма Майя, которой и спустя тридцать лет усиленной смены политики по отношению к ведьмам (та же Эгле отличный пример) все равно не везет - здесь же, под носом, не в глухой провинции, её травят все, ведь она, кажется, ведьма - то, что она ведьма люди чуют, оказывается, не хуже инквизиторов. А дома у неё пьющий отец, который по долгу службы убивает навь...
И где-то там в Вижне в своем особняке сидит Ивга, выбирая стезю преподавания, ведь докопаться до истиной природе ведьм можно только так - становясь преподавателем и выпуская научные статьи.
Дяченко каким-то невообразимым образом (хотя тут конечно субъективное мнение и вкусовщина) идут по наиболее скучному и не интересному пути построения затянувшихся с ожиданием продолжений. Вместо того, чтобы понемногу знакомить нас с новыми персонажами, уделяя достаточно времени полюбившимся, они делают скорее наоборот - через новых показывают нам прошлых героев, по которым мы и соскучились. Продолжения истории которых мы и ждали.
В этом и есть самая главная проблема продолжения как такового - отвыкнув от Клавдия и Ивги, читателей заставляют переключить внимание на их выросшего уже и почти состоявшегося сына, который по сути нам никто. От каждого персонажа веет чужим и незнакомым, а семейная драма отдает привкусом картона. Вместо погружения в историю, как это всегда мастерски удавалось авторам, приходится наблюдать за всеми как будто бы со стороны, потому что и Клавдий не Клавдий, да и Ивга не Ивга, а их сын и вовсе чужой человек. Надо ли ему сопереживать просто потому что он добрый инквизитор, который хочет всем помочь? Наверное надо. А с другой стороны... Надо ли сопереживать дерзкой современной Эгле за то, что её увольняют из проекта в кино? Наверное надо, но как-то не выходит. Надо ли сопереживать ведьме школьнице Майе, которая, подобно, русским мыльным сериалам страдает от всего и всех настолько, что тошно читать фрагменты за неё? Наверное надо...
И вот так всю книгу.
От уютной тревожной атмосферы Века в Зове не остается ни грамма. Зато отсылок хоть отбавляй. И снова куратор провинциального округа жалуется, что у него провинция, снова инквизитор, маркированный инквизитор не восприимчив к болеутоляющим. Снова ведьм травят, хотя тридцать лет боролись за то, чтобы не травили. И еще лум и чугайстеры и даже небольшое камео одного из персонажей Века... Пасхалок вагон, но как и принято в некоторых нынешних историях - история создана ради пасхалок, всё остальное в ней уже не имеет значения. Ждали ли такого продолжения фанаты этого романа? Сказать сложно, могу только ответить за себя.
Нет, такого не ждали. Ждали, что это будет история Клавдия и Ивги, преодолевающих теперь уже человеческое восприятие их внезапных отношений. Ждали нового, возможно, искаженного мира, который возник после отмотанного времени. Ждали сына, который может быть и не здоровенным лбом уже, а гораздо меньше, для которого еще только всё начнется при выборе инквизиторской стези...
Где-то там, в Зове пропадает на самом деле неплохое продолжение - прячется между страниц в беглых флешбеках, которые авторы разбрасывают по крупице, тоже очень буднично и тускло. В каком-то смысле Ведьмин век страдает от самого себя, как это бывает с такими сюжетами - разрушив весь мир в одном романе, продолжению как будто уже не остается напряжения и накала, а от того и история становится локальнее и скучнее.
Где-то есть интересный мир и даже новые подробности ведьмовской инициации. Жаль только, что историю решили строить не на этом.