Больше рецензий

olgavit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 июля 2021 г. 10:08

2K

4.5 Искусственный реализм

Книга захватила с первой главы, сразу и крепко и я уже начинала рекомендовать ее всем знакомым, когда примерно в середине первой части почувствовала, что-то не то, что-то мне здесь не нравится.

Америка, 20-е - 30-е годы прошлого столетия. Роман разделен на четыре части, каждая из которых названа именем одного из главных героев.

Питер Китинг . Любезен, галантен, хорош собой. У него много "друзей", как правило все люди нужные. Мужчина приятный во всех отношениях, но если копнуть глубже..... лучше этого не делать. Честолюбив, он стремительно двигается к намеченной цели, все средства для этого хороши, если требуется наступить на голос совести, то почему бы и нет. Тщеславен. Что подумают другие, насколько я хорош в глазах окружающих, это для Питера архи важно. Тщетная (пустая) слава, то что присуще каждому из нас в той или иной степени, образ Китинга реален, именно такой типаж очень часто встречается в современном мире.

Но если Китинг с первых страниц "как на ладони", то Эллсворт Тухи совсем иной экземпляр. Какое-то время он для читателя герой положительный. Злобный тролль, скрывающийся за маской альтруиста и филантропа, провозглашающий лозунги о любви и помощи ближнему , а на деле мечтающий властвовать, ни много ни мало, над всем миром. Миром, где у людей не будет собственного мнения и желаний, миром послушания, миром, где нет места индивидуальности. Человек, действующий , как отравляющий газ, тихо и незаметно, влияя на сознание масс. Его философские рассуждения можно принять за бред, но история подтверждает, что личности подобные Тухи существовали и думаю существуют, однако градус реальности в описании этого персонажа уже падает.

Следующий Гейл Винанд . Миллионер, вышедший из низов и сделавший себя сам. Еще более противоречивый и нереальный герой, чем Тухи и под стать ему. Еще один отрицательный персонаж, человек, для которого нет ничего святого, желающий подчинить, подмять под себя любого и каждого, но в отличии от скользкого Тухи, он как танк прет напролом, сметая на пути несогласных с ним. Мощь, сила, но у каждого есть своя ахиллесова пята. Однако попытка суицида, любовь по-настоящему, дружеское расположение к Рорку , все это не вяжется с тем, каким автор рисует этого героя.

Говард Рорк, главный герой, вокруг него и закручен весь основной сюжет. Носитель основной идеи о которой говорится в аннотации "эго является источником прогресса человечества". Не знаю писала этот образ Айн Рэнд с себя или это идеал ее мужчины, но персонаж явно должен был стать для читателя положительным. Независимый, бескомпромиссный, талантливый, маньяк всего того, что касается архитектуры. Говард отказывается от работы, если заказчик не согласен с его мнением, если же берется за проект, то дом должен быть построен только на его условиях, а нет, лети оно все в тартарары, причем в прямом смысле этого слова. Упрямый, самовлюбленный индивидуалист, которого большинство так и не оценило. Китинг говорит о Рорке

Он порождает в людях чувство, что любовь к нему была бы наглостью.

Тоже самое можно сказать о Доминик Франкон.

Доминик Франкон. Главный женский персонаж, очень яркий, в ней вообще все "очень" . Супер красивая, супер умная , супер элегантная и супер неприступная. У нее никогда не было друзей, ни в школе , ни после. Превыше всего ценит независимость, а влечение, страсть, любовь, это уже зависимость. Мужчины обожавшие ее, рядом с ней похожи на идиотов. Понятно, что такой сильной личности, если кто и придется по нраву, то только еще более сильная. Таков Говард Рорк. Но для меня так и осталось загадкой, почему эти двое так долго и такими сложными путями идут друг к другу. Для чего нужны были Доминик два предыдущих замужества? Сама она считает, чтобы наказать себя. Мазохизм какой-то. Ореол непонятной таинственности, а скорее неестественности реет над ней.

Неестественными и странными показались отношения в треугольнике Доминик-Рорк-Винанд. Поступки их нелогичны для обычных людей и сложны для понимания. Потому реализм, созданный Айн Рэнд в "Источнике" показался надуманным, искусственным. Самый нелогичный из всех поворотов сюжета, это в финале книги. Как можно оправдать человека, взорвавшего целый квартал, в который уже вложена уйма средств, причем государственных? Пафосный монолог Рорка, убедивший суд присяжных, меня совсем не убедил.

Эгоизм, ум, способности, воля, индивидуальность - вот, что способно преобразовать мир. Книга без души и любви, хотя любовная линия в ней есть и занимает далеко не последнее место. Абсолютно американский продукт от русского по происхождению автора. Либо я мыслю стереотипами, навязанными мне СМИ, как и большинство в романе, не сумевшее по достоинству оценить талант Рорка, а первый построенный им дом назвали "дурдом". Увы, это реальность. Человеку легко навязать ценности, которые таковыми не являются или же наоборот правильно воздействуя на массы, с помощью общественного мнения отправить в отстойник гениальное.

В итоге, чтение было довольно увлекательным и интересным. Книга заставляет задуматься, пораскинуть мозгами и уже наше дело соглашаться с автором или нет.

Читаем классику вместе. "Лучшее за 2020 год". За совет спасибо DenisN75