Больше рецензий

8 июля 2021 г. 10:58

437

5

Книга очень хорошо переведена и очень неплохо написана. Честно говоря, это главный плюс. Сама история не столь прекрасна, а вот слова, соединенные в словосочетания так, будто взяты прямо из моей головы, создают непревзойденный эффект. Герои произносят классные вещи. И пишут неплохие стихи.

В остальном, музыка 60-х в Великобритании - это, конечно, великое дело, но я не ярый фанат. Мне интересно, радостно, смешно, узнаваемо, но сама история не захватывает, не втаскивает в себя. У меня нет щемящей ностальгии, возможно, я слишком молода. Но составленные на спотифай плейлисты я с удовольствием прослушала и переслушала. И Дэвид Боуи там красавчик.
Из 4 историй мне больше всего понравилось про Джаспера де Зута - очень искренне и без заигрываний с аудиторией. И чуть меньше, но все-таки тронула Эльф Халлоуэй.
Не понравилось, что несмотря на авторское прекрасное владение пером, приближение великих трагедий настолько очевидно, что прямо подташнивает. Как в кино: сплошные клише и сразу понятно, сейчас кто-то умрет.

Я всегда ищу в книжках мораль. Мне недостаточно прекрасного слога, мне надо, чтоб было над чем подумать после. Здесь я теряюсь, вроде читала-читала, классно, ух, ах. И конец. А?

С одной стороны, вроде всё ясно: молодость и свобода (социальная, творческая) не так часто совпадают, и моменты этих совпадений невероятно быстротечны, вот ты ловишь волну, сегодня еще можно, а завтра уже весь мир изменился, сегодня твою музыку можно петь, а завтра ее запретят, сегодня все люди братья, а завтра в Чикаго расстреляют митинг. Поэтому надо скорей бежать, бежать в два раза быстрее, чтобы успевать за историей, чтобы успеть прожить хотя бы свою жизнь. Сгореть за один миг.

спойлер
Но почему погибает Дин Мосс? Композиция красиво закольцовывается, ничего не скажешь. В начале истории его грабят, что запускает цепь событий, приводящих его в Утопию-авеню, в конце истории он на вершине мира, решает жить правильно, и его убивают. Группа заканчивается вместе с ним. За что, кроме композиции, умирает Дин Мосс? Чтобы показать, что человек случайно смертен? Для меня его смерть не оправдана. Но без нее не было бы концовки, с вечной музыкой, т.е. автор убивает героя, просто, чтобы книжка вышла посложнее, покрасивее. Фу так делать
свернуть

С другой стороны, музыка бессмертна, даже если она выходит из моды, она возвращается спустя десятилетия, подобно чуду, воскрешая умерших музыкантов. Музыка - это и есть молодость.

Такой мы должны сделать вывод?

Дэвид Митчелл, очевидно, тащится от своих придумок, от своего мира (очень много самоцитат и отсылок к другим своим произведениям), и вероятно, ему просто захотелось глотнуть воздуха свободы, знаете, sex-drugs-rock'n'roll, вот он и запихал своих героев в 60-е. А почему бы и нет? Ведь может.