Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

23 июня 2021 г. 23:47

1K

3.5 Спойлер Ты опасен, если тебя нельзя контролировать

Текст рецензии — личное впечатление, написано в виде отчёта в игре.
Спойлеры и неуместный юмор, простите.

Плюсы: любопытный мир и идеи; не самая паршивая ГГ; Кристина и Юрайя :)

Мысли: а вот и моя жвачка. Оказалось, многое стёрлось из памяти на фоне экранизации, которая появлялась на виду куда чаще книги. На мой вкус, оригинал всё же вышел интереснее: даже ямантика между Трис и Фором не так сильно бесит [рецензентка не любит романтику]. Итак, о книге...

Техника. Язык не отличается многогранностью или изяществом, но есть можно. Стилистика для подростка шестнадцати лет [речь от лица Трисс же] относительно прилична; описания неплохие, да и диалоги терпимы. Дополнительным плюсом идёт приятная начитка Юлии Бочановой.

Содержание.

Содержание. Зачин по поводу мира вы можете прочитать в аннотации. К сожалению, полноценного исследования мира в книге не предвидится, хотя существуют обрывочные размышления о системе фракций. Если вы надеетесь узнать об этом побольше в следующих книгах — держите лопату для похорон вашей надежды.

В целом, Рот описывает мир штрихами, но его можно представить как внешне, так и внутренне. По части визуализации, пожалуй, фильм не уступает книге: локации довольно близки к тому, что описывается в оригинале. Мне нравится идея фракций и причины их появления, но, конечно, хотелось бы побывать в каждой из них, в качестве инсайдера, а не галопом по Европам, что будет в дальнейшей трилогии.

Сюжет прост как пробка: Мэри Сью ищет путь в жизни, попадает в передряги, находит друзей и любовника, страдает и становится сильной, раскрывает вселенский заговор и сбегает, предварительно потеряв почти всю семью и часть друзей. Правда, у Трисс рост личности оправдан дивергенцией, тренировками и подсказками Тобиаса, так что может она и не такая уж Мэри Сью. Во всяком случае, она не вызывает желания придушить её сей же час при знакомстве и местами даже вызывает симпатию. Мне импонируют персонажи, способные не просто молча принимать свои недостатки, но и активно признавать их, а так же учиться на своих ошибках [речь идёт о Трисс именно из этой книги, а не той, что она станет позднее].

Мне нравится, что у второстепенных персонажей тоже очерчены те или иные линии судьбы, у них есть прошлое и семьи, свои радости и, конечно, трагедии. В фильме мне безумно не хватало Юрайи, после того как я ознакомилась с книгой. Этого неофита чертовски не хватает, поскольку этот парень, как и другие прирождённые Бесстрашные [Лихачи] хорошо отображает правильную сторону фракционного поведения: он склонен к риску, он способен подначивать к спорам, может постоять за себя или пройти испытание, но при этом он понимает, что подлая игра или излишняя жестокость — недопустимы. Да, момент, когда он стреляет в маффин на голове подружки — это именно проявление фракционного безумия-бесстрашия. Впрочем, стоит заметить, что девушка рисковала не жизнью, а максимум глазом, раз ж пульки были игрушечные.

Кристина хотя и становится закадычной подружкой Трисс, не лишена честолюбия и отношений с другими персонажами. Да и Фор, при его зацикленности на ГГ, всё равно то и дело отбивается от бывшего любовника сотоварища Эрика, всячески комплектующего от того, что у Фора больше... кхм, в смысле, ранг был выше. Впрочем, Эрик просто кусок садизма на ножках [мудак-мудак-мудак]. Говорить о других врагах Трисс мне не хочется, скажу только то, что Ал не был достоин прощения, как ни крути; а остальных стоило давно вышвырнуть в реку.

Градус трагизма и алогичности, разумеется, зашкаливает, что и снижает общее впечатление от книги. Но, кстати, большая часть алогичности заключалась в классическом тупом приёме, где герою никто ничего не объясняет по поводу его особых сил. В остальном, как ни странно, если хоть какой-то обоснуй: правила фракции, помощь более сильного персонажа или что-то такое. Даже то, что Трисс соображает на счёт сыворотки — это происходит именно когда Тобиас касается места инъекции: срабатывает логическая цепочка. Так что, повторюсь, это не самая паршивая подростковая антиутопия, которую вы найдёте на полках книжных магазинов. Главная же трагедия книги заключается в том, чем она продолжается.

Кстати, немного подумав, я поняла, у кого Уэс Болл спёр идею с галлюциногенной сывороткой для фильма «Бегущий в лабиринте: лекарство от смерти» (США, 2018), которой пытали бедолагу Минхо. Действие препарата Джанин примерно аналогично той дряни, которую придумал ПОРОК. Ах, да, Джанин — это властолюбивая стерва, глава Эрудиции и главная антагонистка книги.

И раз уж зашла речь про сыворотку: мне нравится этот момент в фракции Бесстрашия. Поскольку благодаря своим тренировкам они не только преодолевают собственные страхи, но и вырабатывают стрессоустойчивость. В целом, отношение к безумию, жизни и смерти в данных рядах довольно интересное и наблюдать за ними было здорово. Единственное, что мне не совсем нравится: автор цепляется за образ мышления, свойственный нам, обычным и нормальным людям. Теоретически, беря в расчёт фракционные учения отношение к тем или иным вещам должно быть иным. Либо же автор продвигает идею, что возможность убить человека — противоестественна в человеческой природе. Но я бы с этим не согласилась: запрет на убийство — общественная установка, а не природная.

свернуть

Итог: помня о том, куда заведёт история дальше, я бы рекомендовала остановиться исключительно на этой части. Затем начинается невнятная псевдополитическая ахинея с экспериментами над человеческим обществом и ещё бог знает какая чушь.
Лучше почитайте эту, первую книгу, и почувствуйте неплохую подростковую антиутопию с шикарной открытой концовкой.

Книга прочитана в рамках игр:
«Собери их всех!» [5D “Выжженная земля”];
«Меню "Уютной кофейни"» клуба «Уютная кофейня».