Больше рецензий

Zatv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 декабря 2012 г. 21:33

404

4

Современное искусство имеет один серьезный недостаток – оно быстро «осовременивается». Отсюда возникают вопросы об актуальности книжки, изданной в 2000 году, а написанной еще раньше. Но если учесть, что эпоха «современного» растягивается на сто с лишним лет, то плюс-минус десять, думаю, не играют особой роли. И если опустить раздел с ценами, которые меняются в сторону повышения буквально каждый год, то книжкой вполне можно пользоваться как полезной шпаргалкой и поныне.
***
Самое ценное в «Современном искусстве» от французской художницы румынского происхождения – Марины Доны Родна, это перечисление течений.
С них и начнем.
Особенностью искусства XX века является ожесточенная борьба поколений. Считалось хорошим тоном – объединиться паре-тройке художников и выпустить манифест, в котором бы полностью отрицалось все до того созданное. Отсюда такое множество течений, подтечений, ответвлений и прочего.

Экспрессионизм – представляет собой буйство красок и крайнюю деформацию всех форм.
Один из основателей движения, критик Херварт Вальден, заявлял: «Мы называем искусство нашего века экспрессионизмом, чтобы отличить его от всего, что не является искусством. Мы понимаем, что художники прошлого тоже стремились к экспрессии, но они не знали, как ее достичь».
К этому направлению принадлежат несколько объединений художников. Прежде всего, созданная в 1905 году в Дрездене группа «Мост», своим названием подчеркивающая связь своего искусства с будущим.
Наиболее громкие имена в этой группе – Людвиг Кирхнер и Эрик Хеккель. Но самый известный – Эмиль Нольде. Но с его биографией не все так просто. В минус, несомненно, стоит отнести искреннюю приверженность национал-социализму, а в плюс то, что Гитлер не любил искажения формы и считал живопись экспрессионистов «дегенеративной».
Мюнхенское общество «Синий всадник» было основано Кандинским, эмигрировавшим из России, и его другом Францем Марком. Полезно знать происхождение названия в трактовке Кандинского: «Мы с Марком обожаем синий цвет; Марку к тому же нравятся лошади, а мне всадники, так что нам показалось, что название «Синий всадник» вполне к месту».
Но «священным чудовищем экспрессионизма» по праву называют Эдварда Мунка. Если вы хотите показать себя в разговоре знатоком его творчества, то назовите самую известную картину Мунка по-норвежски – «Скрайк», а не «Крик» или «Вопль». А если еще мимоходом заметите, что на вас неизгладимое впечатление произвели гравюры художника на дереве, то и вовсе будете считаться специалистом по его творчеству. :)
Экспрессионизм неоднократно видоизменялся. Одну из его разновидностей представляют фовисты (по-французски «дикие звери»). Самые яркие представители этого направления – Матисс и Дерен. Интересно, что своим названием оно обязано критику Луи Векселю, который, увидев картины художников на «Осеннем салоне», обронил, что чувствует себя так, как будто его заперли в клетке с дикими зверями. :)

Дальше...

Кубизм – изобретение группы художников, которые систематизировали все, что попадалось им под руку, в особенности же предметы домашнего обихода, которые можно узнать на их полотнах только благодаря подписанным названиям.
Кубизм зародился в мастерской Пикассо и поначалу шокировал всех, включая будущих его приверженцев. Брак, побывав у него в гостях, сразу заявил Мастеру: «Несмотря на все ваши объяснения, ваши картины производят такой эффект, как будто вы угостили нас бензином вместо вина».
Однако это не помешало Браку через несколько лет стать лидером движения и заявить: «Для меня кубизм – точнее, мой кубизм – это просто прием, который я разработал для собственного употребления с целью приблизить живопись к доступному мне уровню».
(О том, сколько в итоге стали стоить картины Брака, можно узнать в повести Джона Фаулза «Башня из черного дерева»)
Духовным отцом кубизма считается Сезанн, который, по его словам, в поисках цилиндра, конуса или шара обращался к природе (где совсем непросто отыскать эти предметы).
И, конечно же, говоря о кубизме нельзя не упомянуть картины Пикассо «Авиньонские девушки». Но если не хотите попасть впросак, учтите, что на ней изображены вовсе не целомудренные жительницы Авиньона, а дамы из каталонского борделя на улице Авиньон в Барселоне. :)
Произведения испанца Хуана Гриса, еще одного отца-основателя кубизма, легко узнать по преобладающему в них цвету – такому же серому, как и его фамилия (Gris – по-французски значит «серый»).
При демонстрации своих познаний об этом направлении, не забудьте подчеркнуть принципиальную разницу между аналитическим и синтетическим кубизмом. Первый «очень рискованно пожертвовал целостностью объекта ради правдоподобия, в то время как синтетический кубизм освободился от гнета локального цвета».
Ну а если вам попадется сомневающийся в ценности этого направления живописи, процитируйте ему слова Марка Шагала: «При встрече с кубистами, преисполненными чувства собственного достоинства и смотревшими на меня, по всей видимости, как на пустое место, я всегда думал: пусть себе вволю лакомятся квадратными грушами на своих треугольных тарелках, раз им так нравится».
***
Далее в книге идет краткая справка о футуризме, вортуизме, конструктивизме, школе «Баухаус» и искусстве геометрических абстракций, дадаизме, сюрреализме, реализме, абстрактном экспрессионизме, поп-арте, оп-арте и прочее.
Главное, если вы после прочтения этой книжки, особенно раздела о ценах, захотите начать коллекционировать современное искусство, не попадите в ситуацию Жака Кокто.

Когда Модильяни писал мой портрет, он работал в том же ателье, что и Кислинг, на улице Жозеф-Бара…
Модильяни написал портрет на большом холсте и продал мне его за пять франков. К сожалению, у меня тогда не хватило денег, чтобы нанять еще извозчика и отвезти портрет к себе. Этим воспользовался Кислинг, отдав картину в счет погашения долга в одиннадцать франков хозяину кафе «Ротонда». И вот картина начала кругосветное путешествие, завершившееся продажей в Америке за семнадцать миллионов.


Всегда оставляйте в кармане немного денег на такси. :)
***
P.S. Еще книги из этой серии – «Вино», «Философия».
PP.S. Дополнение к книге – «Легко запоминающийся классификатор».

Комментарии


Александр, спасибо за интересную презентацию. А Вы знаете, что существует потрясающий онлайн проект Google Art Project - виртуальные музеи мира. Вещи из самых известных художественных музеев мира можно посмотреть в высоком разрешении, приблизить фрагмент и тд. Конечно, при этом дается краткая информация о картине и об авторе. Из российских - представлены Эрмитаж и Третьяковка. Вот тот самый "Крик" из музея Мунка в Осло.
У меня на айпеде работает прекрасно, для просмотра на ПС нужно установить Google Chrome.


Я с этим проектом познакомился, когда он был еще на стадии тестирования. :)
Сейчас попробовал посмотреть в Opera, но раскрывается только вся галерея, а на отдельных картинах появляется черное поле. :(
Кстати, в Google Art Project представлен вариант из Национального музея Норвегии.


Ха-ха, именно в парижской "Ротонде" сидел Эренбург, когда впервые повстречался с Хулио Хуренито. Что называется, не самое захудалое кафе!


Если хозяин в качестве оплаты принимал картины, то это должно было быть самое любимое кафе всей парижской богемы. :)


Спасибо большое.
заинтересовала книга.


Книги этой серии очень удобны в качестве справочника. :)


это просто сюрприз))) спасибо за рецензию! Будем читать))) на днях купила "1750 шедевров мировой живописи"(белорусское издание)- вообщем счастлива.