Больше рецензий

23 июня 2021 г. 08:00

1K

5 "Эдичка" как развенчание мифов и идеалов...

Я поражён, я покорён! Почему же я не прочитал эту книгу в свои 20-25? Ведь это тот случай, когда история советского поэта-эмигранта, голышом сидящего на балконе задрипанного отеля в центре Нью-Йорка жарким летом 1976 года и поедающего холодные щи на виду у удивлённо взирающей офисной публики соседних небоскрёбов, — это история мятущейся души, история поиска рая на земле и справедливости, история поиска братства и, наконец, настоящей любви. И не верьте тем, кто говорит об этом романе гадости, мол, сплошной эксгибиционизм, разврат, содомия... Врут всё они...

Роман «Это я — Эдичка» Эдуарда Лимонова впервые переиздан за 20 лет у нас в России («Альпина. Проза», 2021). Скандальный, предельно откровенный, бунтарский, многие считают его крайне реалистичным и даже непристойным. Но отбросив ханжество и предрассудки, расскажу, что я здесь увидел.

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

Во-первых, история отсылает нас к русской и советской эмиграции, к теме поисков лучшей жизни и реализации себя. Герой хочет писать и издаваться, но на деле оказывается, что в Москве и СССР он был востребован больше, пусть это и был самиздат. Когда выходит его статья в местной американской русскоязычной газете, где смело говорится о разрушенных мечтах и надеждах эмигранта в США, он будоражит умы, но теряет поддержку издателя. Эдичка приходит к выводу:

«Русские не могут быть полноценными вне родины. Другие нации могут, а эти нет. Может, и я нет»


Во-вторых, это крах социальный, эмоциональный, личностный..., который настигает героя после разрыва с его женой. Эдичка безумно влюблён в Елену и боготворит её. Но жена не выносит нищенского существования с мужем и бросает его ради богатых любовников, карьеры модели. Эдичка живёт на социальное пособие, много пьёт и курит разные вещества, когда тусит в разнообразных эмигрантских, революционных, клубных и других местах и сообществах. Реализм Лимонова лихо переплетается с потоком сознания героя, с его воспоминаниями, рефлексиями, мечтами. То он хочет голову сложить за любое правое дело, чуть ли не пойти войной против сложившегося в США строя, то он мечтает о братстве/общине, в которой примут всех неприкаянных:

«Братство и любовь людей — вот о чём я мечтал, вот что хотел встретить»


В-третьих, это поэма бунта и страсти, воспевание телесности и сексуальности, мужских и женских половых органов, предельно откровенная (с обсценной лексикой) исповедь о чувствах и эмоциях героя-странника, героя-изгоя, который из-за разрыва с женой пускается во внешний и внутренний поиск себя и разнообразия (словно хочет отомстить всем женщинам), жаждет секса с мужчиной, находит его и словно становится двуполым существом, тем мифологическим андрогином, совмещающим мужчину и женщину. Пусть Лимонова и обвиняли в гомосексуализме и разнузданности, писатель дистанцировался от своего героя. Для меня тоже важнее не биографичность романа по сути, а то, как Лимонов разрушает нормы, как гармонично его герой вписывается в ландшафт, взаимодействует с городом, с людьми, с самим собой...

И это прекрасно написано! Эти размышления, монологи и диалоги человека, который всё потерял, но продолжает жить и находить силу и вдохновение в проживании очередного дня, в постоянных бесконечных походах по улицам Нью-Йорка (мы словно попадаем в эти все места, парки, уголки огромного города и чувствуем его дыхание и ритм), во встречах с такими же "отщепенцами" как он сам, в воспоминаниях и сравнении с детством в Харькове, во взаимодействии с друзьями и новые знакомства и похождения...

Наконец, этот роман ещё о маленьком человеке посреди огромного мира, который хочется приручить или в корне поменять, об общечеловеческом и самом важном. О доме, о семье, о любви, о творчестве, о замене настоящего искусственным. Пусть историю Эдички почитают подрастающие юноши и девушки, их сегодня уже не удивить ни матом, ни описаниями совокуплений, ни западным идеалом жизни...

«В молодости они протестуют, ищут, негодуют в своём искусстве, а потом становятся столпами, подпирающими этот порядок»


Написанный практически в то же время, что «Москва—Петушки» Венедикта Ерофеева и «Школа для дураков» Саши Соколова, роман Эдуарда Лимонова «Это я — Эдичка» стал настоящим событием в русской литературе. Для меня это бесспорно яркий образец живой откровенной прозы, где эпатаж соединён с утончённой манерой и стилем повествования.
Надеюсь, что «Альпина. Проза» и издательство «Альпина нон-фикшн» продолжат издавать романы Эдуарда Лимонова.