Больше рецензий

wonderlust

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 июня 2021 г. 16:48

1K

4 «Мы живем в такое время, когда каждый должен сделать выбор, и уклониться от выбора не может никто»

Египет. Амаранский период. XIV век до н.э. Точнее – годы меж 1390 и 1335 до н. э.

Время перемен, связанных с приходом к власти нового фараона Эхнатона (также известного как Аменхотеп IV), решившего провозгласить культ нового божества, Атона, в то время как в стране все поклонялись древнему пантеону. И чаще всего – особенно в Фивах – Амону.

Смутное время, когда изображения Амона сбивали с фресок, когда фараон решил строить новую столицу в честь Атона (Ахетатон), и жрецы Амона впадали в неистовство от творимого новым правителем, что вело к сопротивлению и бунтам.

Богам позволительны их прихоти, ибо прихотлива сама природа богов.

И одновременно с тем – время перемен в культуре и строе. Ведь Эхнатон посредством своей религии хотел отойти от войны, но войти в эру просвещения с доступным образованием. Хотел, чтобы люди могли творить и имели свою землю. Даже вопреки тому, что преданные люди сообщали о том, что грядёт нападение других народов…

Всё в мире повторяется, все неизменно под солнцем, сколь бы ни менялись одеяния людей и их слова.

картинка wonderlust

Эхнатон в образе сфинкса и Атон

Главный герой не фараон, а Синухе.

Египтянин, которого нашли в тростниковой лодке в Ниле. Ребёнок, от которого кто-то отказался, что стал для нашедших счастьем, ведь им было не дано иметь детей.
Так он, обречённый сгинуть, обрёл семью и крышу над головой, а впоследствии и дело жизни – лекарское. Хотя изначально тот планировал пойти по военному пути.

Болезнь и страдание не спрашивают у целителя, из какого он народа, а спрашивают, что он умеет.

Именно Синухе становится главным героем, рассказывая о своей жизни и обо всём, что случалось вокруг. И почитать его интересно, ведь он, как лекарь, взаимодействовал не только с простыми людьми, но и с царями и фараонами.

Но перед врачом и фараон гол.

картинка wonderlust

Атон над Тутанхамоном и Анхесенамон. Кресло из гробницы, экспонат Каирского музея.

15 «свитков» – 15 частей.

Объём у произведения внушительный. Это – 800 страниц в бумажной версии, а в электронной и того больше. Но оно при этом отлично погружает в историю не только Синухе, но и Египта как такового, раз за разом удивляя приключениями и происшествиями, не давая погрязнуть в сухо изложенных фактах, но при этом не превращая повествование в сплошь эмоциональный рассказ.
Всё дело в балансе.

Историческое соответствие.

Да, полагаться всецело на то, что описал Мика Валтари в книге не стоит: всё же это художественное произведение, сдобренное флёром загадки, тайны. Да и прогресс не стоит на месте, многие открытия о тех временах заставляют пересмотреть то, что некогда было фактами. Так что и стопроцентного исторического соответствия не будет, хотя многое и будет являться тем, что происходило на самом деле.

картинка wonderlust

Эхнатон, царица Нефертити, Атон. Древнеегипетский барельеф.

При этом речь не только о каких-то правителях, военных действиях и браках государственного значения, но и о мелочах, о быте, о традициях.

Так, например, будет рассказано, зачем в Древнем Египте пара била горшок (так скрепляли отношения). Или вскользь будет отмечен маникюр одной знатной особы, что ещё раз подчеркнёт сословное отличие и существование такой процедуры в то время. А то и инструменты для бальзамирования будут описаны чуть подробнее.

И всё это – через призму восприятия Синухе, обречённого в том числе на странствия, что даёт ещё больший размах произведению.

Разумеется, я мог бы приукрасить себя и сказать, что все, что я делал, я делал ради Египта, но побудительные причины человеческих поступков не так прямы, и вино деяний никогда не бывает чистым, оно всегда смешанное.

Путешествия.

Фивы. Вавилон. Крит. Государство Митанни. Помимо прочего упомянут будет, к примеру, и Пунт, который теперь можно смело искать на месте Сомали. Симира (Сирия). Сидон (ныне Ливан). Мегиддо (некогда Палестина, ныне – Израиль).

Синухе будет то путешествовать с верным пронырливым и хитрым слугой Каптахом, то в одиночестве, и вести его будет не только жажда научиться новому в лекарском деле, но и чувства, и долг.

картинка wonderlust

Фивы.

Как бы то ни было, где бы он ни оказался, тот всегда становится проводником в ту самую эпоху и место, о котором рассказывает, при этом проводником наблюдательным, охочим до деталей и со своим отношением ко многим вопросам.

Я понял это, потому что ничто не оказывает такого благотворного и освобождающего действия на душу человека, как долгое путешествие без особых обязательств, оторванность от привычной обстановки и одиночество.

Знания. Искусство. Бизнес. Военное дело.

Многое будет сказано не только о мумификации и тонкостях врачебного дела, но также и об искусстве, и о войне, и даже о ведении дел.
Всё в силу того, что персонажей в книге множество. И у каждого – своя правда, свои особенности и сильные стороны.

Закон и право, вписываемые в глиняные таблички, медлительны и запутанны и запутываются тем больше, чем выше растет стопка табличек на столе у судей, так что никакая сила в конце концов не сумеет разобраться в том, что справедливо, а что – нет.

Так, решительный Хоремхеб, друг Синухе, продемонстрирует понимание и стратегии, и тактики в военном деле, став тем, кто добьётся славы своими талантами и боевым духом. Если же знать историю, можно понимать, к чему всё это его приведёт. Особенно в ключе порой возникающего противостояния фараону Эхнатону, который даже при опасности потери земель и людей не хотел погружаться в войну.

Большому военачальнику и правителю должно видеть сквозь слова и фантазии и уметь самому использовать их как оружие.

Искусный и опытный военачальник требует столь беспрекословного подчинения, так немилосердно гоняет ратников на учениях и вообще делает их существование настолько невыносимым, что всякая перемена представляется им благом, даже война и смерть кажутся вожделенными по сравнению с жизнью в гарнизонных постройках.

картинка wonderlust

Рельеф из саккарской гробницы Хоремхеба.

Тутмос же, ещё один друг Синухе, будучи творцом, продемонстрирует перемены в искусстве тех времён. Он, покорённый красотой Нефертити, создаст несколько её изображений. И стоит ли удивляться тому, что один из бюстов станет одним из самых узнаваемых в мире и будет накрепко ассоциироваться с Древним Египтом и красотой Нефертити?

Художник – это не просто вода или зеркало, а нечто большее. Правда, искусство часто бывает льстивой водой и лживым зеркалом, но все-таки художник – это больше чем гладь воды.

картинка wonderlust

Бюст Нефертити. Тутмос.

Благодаря Минее, которую Синухе полюбит, будет возможность познакомиться с культурой Крита и таврокатапсией – прыжками через быков. И в целом, история про Минотавра станет одной из самых запоминающихся в книге.

картинка wonderlust

Фреска из Кносса, Крит. Прыжки через быка.

А Каптах, одноглазый раб Синухе, продемонстрирует исключительную прозорливость и хитрость в делах не только выживания, но и – как следствие – красивой жизни. Деловая жилка не раз спасёт не только его, но и Синухе.

Его звали Каптах, и он утверждал, что его одноглазость послужит моей выгоде, так как он станет рассказывать ожидающим своей очереди больным, что я купил его совсем незрячего, но вылечил ему один глаз.

Витиеватость. Повторения.

При всём многообразии героев и характеров в книге есть множество повторений: так жужжание и мухи станут действительно паразитировать в тексте, появляясь порой в самых неожиданных местах.
Витиеватость фраз и вовсе заставит задуматься о том, стал бы хозяин действительно слушать столь длинные речи раба, а высший по рангу – низшего.
Впрочем, удовольствия от чтения это не умаляет, как и перегруженность некоторых «свитков» деталями.

Помимо книги.

Конечно, сразу же можно отметить несколько песен: «Египтянина» Пикника, «Тутанхамона» (да, и он появится на страницах) Наутилуса Помпилиуса. Но всё же больше хочется отметить музей и одноимённую экранизацию 1954 года.

Музей.

Мне удачно удалось сочетать прочтение с очередным походом в зал искусства Древнего Египта Пушкинского музея в прошедшую "Ночь музеев". И это было занятно с точки зрения сопоставления экспонатов и некоторых из деталей происходящего: помогло погружению. Так что если есть возможность отправиться туда при чтении – рекомендую.

Кто не видел, как утекает вода из водяных часов – вот так и человеческая жизнь; только измеряется она не водою, а событиями, наполняющими её.

картинка wonderlust

Зал искусства Древнего Египта. Пушкинский музей. Москва.

Фильм.

А вот что касаемо экранизации, то стоит учитывать не только жанр пеплум со всеми его особенностями, но и то, что создан тот был не на основании исторических событий, но по мотивам книги.

Сцены, характеры, последствия, события сильно отличаются, многие из формирующих событий опущены, как и многие персонажи, что во многом меняет в том числе и смысл. Очевидно, что вместить в два с небольшим часа события восьмисот страниц проблематично. «По мотивам» сильно искажает картину, из-за чего про историческое соответствие можно забыть вовсе. На престол взойдут не те, кто в реальности, и по самым странным причинам.

Но если воспринимать фильм как представитель пеплума в отрыве от книги – всё хорошо. Обстановка, массовка, размах – в наличии. Да и Белла Дарви в роли Нефернефер запоминается надолго, хоть судьба её была трагична не только на экране.

Жизнь ведь во многом соткана из иллюзий, а правда порой зла и горька, так что для многих бывает лучше лишиться жизни, чем своих обманных снов. Вот почему я и не старался лишить их этого – если они были счастливы и довольны своими снами и не чинили другим зла в своем помрачении.

картинка wonderlust

Из фильма «Египтянин» (1954)

Основа.

В тексте есть отсылка к «Сказаниям Синухе»: рассказу, ставшим одним из самых древних из сохранившихся.
И если предварительно с ним ознакомиться, можно увидеть многие параллели.

картинка wonderlust

«Сказания Синухе»

Книга прочитана в рамках игр KillWish, «Книжное путешествие», «Книжное государство», «Школьная вселенная», «Собери их всех!», мобов «Тайны рун» клуба «Книжная страна», «Построим же медицинский центр!» клуба «Тридевятое царство» и годового моба Reading Challenge клуба «Чарующая Азия».