Больше рецензий

24 мая 2021 г. 12:52

825

4.5 «Это мы с вами и есть — соединение провидения и порыва, всех даров и земли». (с)

Нередко дар богов бывает божьей карой. (с) Жан Расин.
⠀⠀⠀Наконец руки дошли до написания рецензии по книге, которая смогла приятно удивить и впечатлить. Думаю, фанаты и любители мифов появились именно в школьные годы, когда учителя начинают рассказывать про историю Древнего мира. Именно с того времени я начала интересоваться мифами всего мира. Особая любовь у меня к мифам скандинавов, кельтов, египтян, греков, славян. Мифология Древней Греции/Древнего Рима занимает важное место в моём сердце, и неудивительно, что я зацепилась за эту книгу. Я люблю узнавать о различных интерпретациях или пересказах мифов, — в сериалах, фильмах, музыке, книгах, играх, — которые могут ужасать, пугать, очаровывать, влюблять и заставить ненавидеть. Разный спектр эмоций и чувств. Но мифы — это комплекс всего сложного, очаровательного, но необъективного и противоречивого. Они всегда привлекали людей в той или иной мере, будто там скрыты все тайны устройства мироздания и жизни/смерти людей. Один раз я читала книгу «Как творить историю» С. Фрая, и я была впечатлена его стилем повествования. Но всё же сомнения были перед началом этой книги. Они развеялись после прочтения. Она смогла приятно удивить, но всё же пару вопросов есть. Обо всём по порядку.
О чём эта книга?
⠀⠀⠀Книга начинается с короткого, но очень занимательного предисловия, которое сразу даёт понять читателю: перед ним скрупулёзная работа, посвящённая древнегреческим мифам. Сразу видно, с каким трепетом говорит С. Фрай о них, с какой любовью их вспоминает и с каким удовольствием он принимается за дело. Книга повествует лишь о некоторых мифах, потому что, как заметил автор, если бы он включил все пересказы, то «книга казалась бы слишком тяжёлой». При этом автор подчеркивает, что не пытался толковать мифы Древней Греции (это была не его задача), а скорее пересказать. Как по мне, получилось мастерски. При этом добавленные детали, аллюзии на современное время — то, что «доктор прописал». Они освежили эти мифы, которые сами по себе являются громоздкими и сложными по смыслу сказками, которые ещё нужно понять перед тем, как пересказывать.

«Эволюция греческих мифов — от рассвета человечества до нашей борьбы за свободу от вмешательства богов в человеческую жизнь и цивилизацию, от их хулиганств, вторжений, самодурства. Греки перед своими богами не лебезили. Они знали о тщеславной потребности богов в преклонении и превозношении, но считали, что люди им ровня. Мифы древних греков содержат понимание: кто бы ни сотворил этот непостижимый мир со всеми его жестокостями, чудесами, капризами, красотами, безумием и несправедливостью, творцы эти сами наверняка жестоки, чудесны, капризны, прекрасны, безумны и несправедливы».
⠀⠀⠀Я не буду вдаваться в содержание книги подробно, потому что многие явно знают о том, о чём там повествуется. При этом я отмечу самые интересные и любопытные моменты, на которых стоит акцентировать внимание и которые могут привлечь потенциальных читателей. Прежде всего, автор чётко подходит к композиции книги; и пусть есть некоторые послабления в хронологии и временных рамках, о чём пишет позже С. Фрай, ощущаются плоды кропотливой работы над мифами. А с какой любовью он подходит к богине Гере! Также лёгкий слог, юмор, аллюзии, отсылки на наше время, сравнения, мастерский подход к пересказу и связыванию событий, изображения, хронология и простота — вот что привлекает в этой книге. В то же время растянутость и излишняя детальность могут отталкивать. В частности, «Начало» — самое интересное в пересказе С. Фрая: истории богов и титанов, история восхождения и падения, история возникновения всего живого. Но когда начинается период людей, то есть часть «Игрушки Зевса», становится будто скучнее. Видимо, истории богов более интересны, чем истории людей, связанных с богами, хотя и там есть занимательные моменты. А теперь посмотрите на талант С. Фрая описывать такие сложные события, которые происходят в мифах:

«Победителям — трофеи. Как директор компании, только что завершившей рейдерский захват, Зевс желал устранить старых управленцев и посадить на их места своих людей. Каждому брату и сестре он определил владения — область божественной ответственности. Президент Бессмертных набирал кабинет министров».
⠀⠀⠀Мифы Древней Греции всегда поражали своей жестокостью и разнообразием событий (то же самое происходит, когда читаешь оригинальные версии популярных сказок). Одно дело, когда боги и богини, титаны и титаниды спали друг с другом, не считаясь с родственными связями (так и хочется сказать такую фразу: «инцест — дело семейное», чему тут удивляться уже); другое дело, когда они способны на такие жестокие вещи, о которых и подумать страшно. Гекатонхейры в утробе Геи; Кронос оскопил своего отца Урана; поедание собственных детей; история с Метидой («мать всех мигреней») и Афиной; история с Прометеем; история с Тифоном (всегда думайте о том, что желаете); Селена и её ночные похождения; история с царём Эрисихтоном Фессалийским и так далее. Хоть везде были определённые события и причины, которые привезли к таким результатам, всё равно это вызывает некий ужас.

⠀⠀⠀Сколько всего основано на древнегреческих мифах, сколько слов связано с ними, сколько отсылок на классическую литературу (самые частые отсылки — на У. Шекспира)! С. Фрай смог приоткрыть завесу над моментами, явлениями и вещами, которые связаны с мифами так или иначе. Просто мёд на уши. Я отмечу несколько интересных моментов, которые меня зацепили: связка Урана как божества и урана как радиоактивного элемента в эпитетах С. Фрая; три грации (хариты) и их связь с архитектурой и искусством; ирония над людьми и компаниями, которые заработали деньги на связи Венеры и Марса (Афродиты и Ареса); история красавицы и чудовища (или аленького цветочка) с аллюзией на Психею и Купидона; связка мифов с наукой в целом (например, Мета и метан); звёздные скопления и охотник Аркад и так далее. Можно увидеть миллионы отсылок и аллюзий в книге, которые С. Фрай раскрыл на полную.

⠀⠀⠀Сразу стоит отметить то, что меня зацепило с самого начала. Указание источников и литературы идёт в самом конце, как бывает обычно в научных работах. Но если делать и дальше сравнение с научной работой, то в ней источники и литература упоминаются во введении (в данном случае — в предисловии). Хотя это, на мой взгляд, художественное произведение с околонаучным подходом и околоисторическим содержанием (всё же легенды и эпосы), всё же отсылки на источники должны были бы быть в самом начале. Почему? Мифология — не однозначный феномен, у которого всегда есть разные интерпретации, пересказы, хронологии. Об этом позже, в послесловии, пишет С. Фрай, поэтому с самого начала следует обозначить рамки, чтобы не гадать — а у меня так и было. К примеру, есть разница в интерпретации рождения Афродиты, и в версии С. Фрая «отцом» Афродиты является Уран. То же самое касается и рождения Урана (у автора — от Геи). Только в конце С. Фрай говорит о Гомере, Гесиоде, Овидии и других. И на самом деле это классно, когда автор уделяет столь пристальное внимание источникам, хоть это и не научная работа, но все же определенная точность требуется в данном случае, так как мы говорим о Древней Греции.

⠀⠀⠀Какие сильные и слабые стороны я могу отметить? Сильные стороны (плюсы): талантливый и мастерский подход к пересказу сложных древнегреческих мифов (а также с любовью и трепетом); лёгкий слог и простой юмор, который будет понятен всем; отсылки и аллюзии на современное время для того, чтобы понимать, как эти мифы связаны с нами. Слабые стороны (минусы): затянутость, излишняя детальность и указание источников в самом конце.
Выводы:
⠀⠀⠀Книга про древнегреческие мифы мне всегда зайдёт, если, конечно, это не будет учебник истории, где всё либо романтизировано, либо настолько укорочено, что ничего непонятно. И сразу хотелось бы отметить, насколько наше понимание меняется со временем. В школах нам рассказывают, так сказать, лайт-версии мифов, потом мы узнаём больше и больше, но несмотря на жестокость и жесть в них, хочется изучать их и узнавать что-то новое. Плюс в наше время происходит некоторая романтизация мифов и богов/богинь, и это можно увидеть в литературе, где есть аллюзии на них. Но автор смог избежать этого феномена. С. Фраю удалось вдохнуть в них новую жизнь, дать второе дыхание, освежить и оживить благодаря слогу и юмору, связке событий и талантливому подходу. Рекомендую ли я эту книгу? Да и ещё раз да.