Больше рецензий

23 мая 2021 г. 00:11

325

3 Синяя-синяя тетрадь

По цементному небу в серый-серый день серый-серый ветер гнал серые-серые облака, выжимая из них серую-серую водяную морось. Во время прогулки по серому-серому городу, выздоравливающий после травмы, писатель Сидни Орр случайно заходит в магазин канцелярских товаров "Бумажный дворец" и покупает португальскую синюю-синюю тетрадь.

Не могу сказать, в чем тут дело, но этот формат радовал глаз, и, держа тетрадь в руках, я испытывал почти физическое наслаждение, внезапный прилив необъяснимой полноты бытия. В стопке оставалось всего четыре штуки — черная, красная, коричневая и синяя, и мой выбор пал на синюю тетрадь, лежавшую сверху.

Сидни после девяти месяцев перерыва садится за работу. Снимает колпачок пера и начинает писать. Фразы рождаются легко и свободно. Работая в синей-синей тетради время пролетает незаметно, а работа спорится. Работая в синей-синей тетради писатель исчезает для внешнего мира и даже любимая жена не видит его в квартире. Работая в синей-синей тетради мелькают в голове картинки, набрасываются общие планы, рука сама водит пером и чем быстрее, тем лучше. Работая в синей-синей тетради Сидни теряет связь с реальностью, начинает дышать воздухом книги, которую пишет, а в своей жизни видит знаки. Видит такую же синюю-синюю тетрадь у друга семьи Джона Траузе. Узнает, что тот всегда пишет свои работы только в португальских тетрадях, а он талантливый и известный писатель. Сидни начинает думать, что синяя-синяя тетрадь (мы же помним, что она португальская) – магическая. В ней заключено вдохновение, талант писателя, а ещё то, что в ней написано становится новой реальностью. Сидни пишет роман про человека, который бросил всё и уехал в другой город вместе с загадочной рукописью "Ночной оракул"

На тот момент я себе смутно представлял, о чем будет этот роман — «Ночь оракула». Так, общие наброски. Сюжет еще предстояло разрабатывать, но я уже знал, что это будет небольшая вещица о возможности заглянуть в будущее, этакая притча о времени на материале Первой мировой войны.

Синяя-синяя тетрадь служит верой и правдой главному герою, дарит радость творчества и самореализации. Написание романа увлекает Сидни, слова выскакивают из него, как под диктовку. Но в какой-то момент наступает НО. Ведь чудес без платы за них не бывает. История, написанная в синей-синей тетради, заходит в тупик. Сидни в творческом кризисе. Во время него главный герой начинает придумывать новую версию личной жизни своей жены, которую он также записывает в магическую тетрадь. А так как она магическая, то всё может оказаться правдой. Намёки, случайные совпадения, Ник, запертый в бункере и хитросплетения сюжета нагнетают обстановку, чувствуется напряжение в воздухе, наступает такая духота, как перед грозой. Вот-вот должно что-то произойти. И кое-что происходит, но совсем не то, что может предположить читатель и совсем не так, как может предположить читатель. Наступает разочарование. Зачем надо было нагнетать обстановку, прописывать эти знаки, эти роман в романе и ещё раз в романе, если это ни к чему не приводит? Только к бессильным рыданиям писателя в творческом кризисе. Остаётся плакать о потраченном времени на книгу, в которой начало было захватывающим и интригующим, а конец бессмысленным и беспощадным. Сидни Орр и Ник Боуэн брошены в тупике, роман "Ночь оракула" забыт. Нити повествования запутывались, запутывались и окончательно запутались. Они не распутаются в конце истории, это придётся делать самому читателю. Эдакая головоломка, придумайте сами, о чём эта книга и чем закончились все сюжетные линии.

После прочтения остаётся много вопросов. Например: причём здесь "Ночь оракула", причём здесь синяя тетрадь? Так и хочется ответить самой себе фразой: "Потому что гладиолус". Хотя есть ещё один неплохой универсальный ответ: "Погугли". Пойду, погуглю.