Больше рецензий

11 мая 2021 г. 05:00

362

3 Отложенная месть, или "Второй меч" Петера Хандке

Петер Хандке

«Второй меч»

«Второй меч» - последний на данный момент роман известного австрийского писателя и лауреата Нобелевской премии Петера Хандке. Читателям уже знакомым с его творчеством эта книга не покажется чем-то новым: отличительные черты этого произведения можно встретить в других более показательных работах автора. Главный герой возвращается в город своего детства ради мести – убить журналистку, вскрывшую страшную правду о его «святой» матери, которая поддерживала нацизм. Не подумайте, что дальнейшее повествование приобретёт авантюрный характер: герой Хандке перещеголял Гамлета по части внутренней рефлексии и действовать согласно замыслу не собирается. Сумбурное течение мысли, наблюдения за изменениями своего внутреннего мира, описание всего, что только попадает в фокус зрения и непрекращающийся диалог с литературными классиками – это всё, что вы встретите на страницах нового романа.
Осмыслить и дать трезвую оценку книге сложно. Читателю предлагается странная роль – прожить совершенно заурядные и случайные события во время экзистенциального кризиса абсолютно незнакомого ему человека. Хотя герой чётко обозначил цель, ни один из его поступков не ведёт к её исполнению. Более того, он постоянно отклоняется от этой цели, отвлекаясь на бессмысленные мелочи. Хочет ли он мести? Очевидно, нет. Он не рыцарь печального образа, готовый вершить возмездие. Представить себе современного человека в таком амплуа смешно, но факт остаётся фактом – жажда мести разгорелась внутри героя, несмотря на всю нелепость ситуации.
Кажется, что многие произведения Петера Хандке об этом: как жить в мире с людьми, если нас обуревают естественные, но невыполнимые желания? Почему мы теряет власть над собой и своими чувствами? Как разрешить подобный конфликт, не переступив разумную черту? Ничтожный масштаб наших поступков и событий, составляющих ткань жизни, к сожалению, не отменяет этих проклятых вопросов, которыми задавался каждый. Именно в области обывательских происшествий, на периферии человеческого опыта разыгрывается подлинная драма современности, за описание которой Петеру Хандке присудили Нобелевскую премию.