Больше рецензий

5 мая 2021 г. 16:24

917

3 Отдельные нити в клубок не сплелись...

Насколько в своё время я была очарована трилогией Алданова "Ключ" - "Бегство" - "Пещера", настолько не тронул меня его роман "Истоки". И тема, вроде бы, изначально показалась интересной (народовольцы, Софья Перовская, Бакунин, покушение на императора Александра II), но нет...
Если в названной выше трилогии судьбы всех героев тем или иным образом связаны друг с другом, а политический фон выступает некой связующей нитью, с помощью которой автору и удалось создать очень интересное, хоть и порой сложное для восприятия полотно, то в "Истоках" этого не происходит.
Если вы хотите прочитать про Александра II, будьте готовы к тому, что в романе он предстаёт каким-то изнеженным рохлей, не способным принимать никакие решения. Особенно запомнился момент, как, будучи в Варшаве, царь зашёл в какой-то магазин, чтобы выбрать там что-нибудь для своей возлюбленной. И вот стоит он посреди магазина, вертит подарок в руках и не знает, что делать, ибо наличных денег он с собой никогда не носит, и вообще понятия не имеет, что почём. Хорошо, что приставленный к нему тайный сыщик метнулся к продавцу (царя не признавшему и уже начавшему было коситься в сторону подозрительного покупателя), и на пальцах объяснил ему, что, мол, этот господин возьмёт в магазине всё, что пожелает, поскольку является Императором Всероссийским, Царём Польским и т.д. и т.п. Мне почему-то очень неприятно было видеть русского самодержца таким беспомощным и слабым, хоть по воспоминаниям современников Александра II, он, действительно, "в последние годы жизни находился на грани нервного расстройства" и являл собой "коронованную полуразвалину".
Бакунин, Бисмарк, Достоевский, другие исторические личности, присутствующие в романе, появляются на его страницах без особых на то причин, и исчезают, не оставив никакого следа и не оказав особого влияния на судьбы героев. Впрочем, даже если убрать и главного героя - показавшегося мне абсолютно бесцветным Николая Мамонтова, который всё никак не может найти себе занятие в жизни и шатается туда-сюда - тоже ничего не изменится, просто центр внимания сместится в другую сторону.
Не смогла я разглядеть в "Истоках" цельного произведения. Возможно, дело в завышенных ожиданиях, с которым я начала читать этот роман. Как бы то ни было, передо мной предстали лишь картинки из жизни разных людей, не показавшихся мне сколько-нибудь интересными.
Самого Алданова в этом винить я никак не могу, поскольку он замечательный писатель, тринадцать (!) раз номинированный на Нобелевскую премию. По мнению многих литературоведов, "Истоки" - самое лучшее произведение автора, да и сам Алданов в письме Ивану Бунину в 1950 году назвал его "наименее плохой" из своих книг.
Просто это не моё произведение.
А вот трилогию, которую упоминала в начале рецензии, горячо рекомендую всем, кого не пугают объёмы произведений (она большая), наличие философских размышлений (их там немало, но они все как-то к месту) и отсутствие хэппи-энда (книга про русских эмигрантов, что же ещё ожидать...). М. Алданов - «Ключ». «Бегство». «Пещера». Трилогия (сборник)

Комментарии


спасибо, захотелось прочесть трилогию