Больше рецензий

24 апреля 2021 г. 17:19

306

3 «И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли» (с).

Что есть провокация? Подстрекательство, побуждение к каким-то действиям? Сознательные поступки, которые провоцируют определенное направление мышления, оценивания ситуации и осмысления происходящего. Это уже вторая книга Гранже, в которой автор намеренно провоцирует читателя осмысливать, принимать и сопереживать поступкам персонажей, чей моральный облик и нравственные устои находятся на одном из нижних уровней Бастилии.

«Империя волков» - роман, безусловно, интересный. Однако это не исключает того факта, что он нелогичный, не всегда последовательный, противоречивый и... слабоватый, особенно на фоне «Багровых рек» (поскольку читала я только их, то по степени накала, динамизма и проработки могу сравнить только с ними. Уж извините).
Завязка интригует. Мы видим разных героев — страдающую провалами в памяти женщину, молодого и амбициозного полицейского, старого, потасканного, но все еще зубастого пса, который готов стряхнуть с себя нафталин и снова стать в строй ради преследуемых им самим целей. Параллельно развивается поиск Анной Геймз собственных воспоминаний и, как оказалось, утраченной личности, и расследование невероятно жестоких убийств турецких женщин-нелегалок, которое проводят Поль Нерто и вышедший на пенсию Жан-Луи Шиффер. Он же Цифер. Он же Шухер. И узнавая ближе наших «героев», становится понятно, почему книга называется «Империя волков». Не только тех Волков, которые боролись за свободу и становление прежней Турции, и даже не тех Волков, которые безжалостно пытали и убивали всех неугодных, не разделяя их на мужчин и женщин. Главные герои — в некотором смысле тоже Волки: старый матерый Волчище и молодой щенок, который уже отрастил клыки и когти, но пока не научился как следует ими пользоваться.

В целом, Гранже хорошо развивает интригу, последовательно раскрывает слой за слоем. Но эти слои слишком прозрачны, чтобы хранить свою тайну, и предугадать дальнейшие события оказалось не так уж сложно. В отличие от «Багровых рек», в которых было не просто, но все же возможно разгадать, в чем соль, в «Империи волков» все плавает на поверхности, достаточно нагнуться и протянуть руку, чтобы поднести к себе тот или иной предмет поближе и внимательно его рассмотреть. Не нужно напрягаться, автор рассыпал слишком много подсказок для того, чтобы основные вехи сюжета продолжали оставаться загадкой.

Впрочем, в некотором плане упрощенность интриги помогла более объемно показать персонажей. Они не слишком глубоки в эмоционально-психологическом плане, но и не настолько дерзко провокационны, как в «Багровых реках». Если Пьер Ньеман и Карим Абдуф выбивают 10 из 10 — а они реально внушают страх при абсолютном нежелании встречаться с такими типами в принципе — то Поль и Шиффер более просты. Главная игра между ними осуществляется на контрасте — безыскусный, жаждущий признания и полный непроявленных амбиций полицейский Нерто против старого прожженного интригана, циника, «палача», для которого закон — это он сам, а все остальное лишь средства для достижения его собственных целей. Чернота всегда притягивает, а между этими персонажами все же возникла некая «химия», которая в определенной степени помогала двигать сюжет. И с течением времени становилось все более очевидно, что начатая Полем партия постепенно переходит к Шифферу, и уже он начинает вести в их своеобразной команде.

Я всегда четко определяю для себя границу, нравятся мне персонажи или нет; какие чувства я к ним испытываю — вежливое безразличие, жгучую симпатию, брезгливое недоумение или откровенное отвращение.
Поль и Шиффер вызывали заинтересованное участие. Они в целом интересны благодаря простоте и ясности (пусть не сразу очевидной) самих причин и мотиваций. Поэтому наблюдение за их постепенным продвижением к главной разгадке этих причин и следствий бескомпромиссных убийств было сродни викторине: угадаю ли я, кто к чему придет и кто как закончит. И хотя не могу сказать, что я была удивлена финалом, так как он был отчасти предсказуем, однако он получился, что называется, «в тему». По сути своей, Жан-Луи Шиффер — это смягченно-облегченная версия Ньемана с тем учетом, что если Ньеман играл пусть грязными методами, но на стороне «белых», то Шиффер носил сразу оба цвета, больше склоняясь к черному. Поль же Нерто — не лишенный честолюбия бойскаут, который за добрую половину книги смог сделать меньше, чем Шиффер всего за 15 страниц, или около того.

Что касается Анны Геймз (и думаю, что лучше бы мне называть ее так во избежание спойлеров) — пока она оставалась Анной, она вызывала интерес и даже сочувствие, так как представала простым человеком в крайне непростых обстоятельствах. Однако по мере просветления ее туманного прошлого и раскрытия истины касательно всех аспектов жизни и личности, она перестает не то что нравиться, она перестает вызывать вообще какую бы то ни было симпатию. Вероятно, причиной тому послужило понимание, что причины, по которым Анна в принципе оказалась в той ситуации, в которой оказалась, были спровоцированы ее же поступками. Я не сочувствовала ей, потому что она где-то косвенно, но больше напрямую сама виновата в том, что с ней случилось. И те смерти, что повлекло за ней сокрытие ее тайны, в любом случае были на ее совести, чьими бы они ни были: преступника, продажного чиновника или «оборотня в погонах». Единственное чувство, которое она вызвала в финале, было чувство понимания. Понимания как, почему и зачем.
И благодаря той связи, которая возникла между ней и Матильдой Вилькро, она все же не утратила человеческих черт, хотя и оказалась в определенном смысле не совсем «человеком». Матильда является представителем того пласта социума, который чужд политической и социальной грязи. Она психиатр, она пытается помочь тем людям, кто нуждается в ее помощи и становится якорем, который не только удерживает Анну на плаву, но и становится для нее опорой в том, чтобы проявить максимум дозволенной ей ее воспитанием человечности. И потому ее появление в финале не слишком удивительно, она стала своеобразным глашатаем воли Анны и озвучила ее слова своим голосом.

Азер Акарса остался немного за гранью. Его личность обобщена — он убийца, психопат, одержимый, но при этом трудно понять, чего от него ожидать. Он отбрасывает тень, которая призвана заинтересовать его личностью, однако эта тень слишком бледная, чтобы действительно говорить о понимании персонажа, и в то же время слишком темная для того, чтобы утверждать о его абсолютной безликости. Будь он больше раскрыт, то получился бы интереснее, чем в сентиментальном обращении к воспоминаниям Исмаилом Кудшейи — персонажем, который хоть и являлся по сути самой центровой фигурой заговора, вместе с тем появился настолько внезапно, резко и из ниоткуда, что мне в принципе было все равно, кто он такой и что с ним будет (хотя последнее было и так понятно).

К слову, чем ближе был конец, тем меньше интереса он вызывал. Политический аспект в книге довольно откровенный. Наркотиков, смертей и прочего в сюжете гораздо меньше, чем политики, расизма и превознесения турок как высшей расы. В плане логики сюжет также периодически прихрамывает. И некоторые моменты так до самого конца и остались лично для меня притянутыми за уши. Например, с какого потолка Полю упала версия про статуи? Возможно, я слишком узко мыслю, но я так до самого конца и не смогла признать эту версию убедительной. Даже больше склонялась к непонятно зачем в итоге упомянутому Фрэнсису Бэкону, впрочем, благодаря этой книге я хотя бы посмотрела его картины. Или каким образом профессионально обученные солдаты не смогли в закрытом здании поймать одну амнезичку? Вопрос с подвохом, но все же!.. Ну и в таком духе. Думаю, перечислять все возникшие у меня вопросы и претензии не имеет смысла, достаточно того, что они в принципе есть.

Впрочем, стоит признать, что не все книги у одного конкретного автора могут быть одинаково хороши. Так, мне понравились «Багровые реки» за их неординарность, бескомпромиссность, откровенность и прямоту.
Мне понравилась, хотя и меньше впечатлила, «Империя волков». Начиная читать, ожидаешь какого-то откровения, особенно основываясь на предыдущем опыте, ждешь чего-то провокационного, дерзкого, броского и непримиримого. А получаешь тень Ньемана со знаком минус, амбициозного бойскаута, героиню с амнезией и многослойной, как луковица, личностью, и турок как претендентов на высшую расу. Читать интересно, но все же события развиваются отчасти слишком предсказуемо, чтобы можно было говорить о чем-то оригинальном и неожиданном. Это крепкий, но середнячок. Я ожидала большего, но в целом скорее довольна, чем нет, тем, что прочитала.