Больше рецензий

20 апреля 2021 г. 17:34

168

4 404

— Пошли маленького на гауптвахту, если хочешь. Он ведь, говоришь, никто?
Единственный сын самого могущественного военного лидера на Барраяре для разнообразия решил промолчать.

У мичмана Форкосигана проблемы с субординацией. Ну в целом все верно: он же мальчик-мажор, единственный сын регента планеты, аристократ, вот это все. Пусть из-за мутаций фенотипа Майлз не выглядит как сладенький красавчик и они с кузеном обходятся без кокаиновых вечеринок и девочек по вызову (хотя не факт), но все же держать необходимую дистанцию с командирами юному офицеру тяжело.
Для перевоспитания его (закрывшего семейный гешатальт с местной военной академией и полного энтузиазма и желания пригодиться родной планете) отправляют на местный Крайний Север служить метеорологом на маленькой тренировочной базе. Продержись шесть месяцев как обычный мичман, сказали ему, мы увидим, что ты хочешь и умеешь подчиняться, и отправим тебя служить в космический флот на крутейший корабль. Хорошо, ответил Майлз. Я постараюсь быть незаметным и исполнительным, ответил Майлз.
И понеслось: психопат-командир, интриги нескольких государств в чужом локальном пространстве, гражданская война космических пиратов, плен в нескольких противоборствующих группировках, спасение императора, саботаж приказов командира (уже другого, не психопата), захват власти в своем же космическом флоте и срыв военного вторжения стратегических противников.
В середине книги складывается впечатление, что Божуолд решила отправить Майлза в темницы всех участников очередного космического конфликта, а заодно дать ему попробовать на вкус все оружие, задействованное в этом конфликте: герой проведет в заточениях добрую четверть книги, в оставшееся время его будут выставлять босиком на мороз, бить шоковыми дубинками, обстреливать нейробластерами и парализовывать парализатором.
И все же эта буффонада — ну ладно, летопись бесконечных приключений — не вызывает недоумения. Возможно, потому что ее компенсирует главное в личности Майлза — наличие сверхцели, которую он прекрасно понимает: не просто выбраться из очередной передряги, но и добраться до ее сути, а добравшись, повернуть в пользу Барраяра. Он патриот в самом здоровом смысле этого слова, напрочь лишен как честолюбия (разве что в узком кругу профессионалов), так и мечт об экспансии (на Барраяре и так много дел, и маленькая победоносная война — не их решение). Ну и его самоирония тоже решает, конечно.
Божуолд конструирует личность Майлза заботливо — ювелирными мазками вырисовывая третье и пятое дно его поступков и их причины. Возможно, так автор компенсирует тот факт, что любимчика Эйрела она увидела и создала уже сложившимся мужем, зато становление Майлза она может показать так дотошно, как захочет.
Как обычно, в каждой книге цикла пока можно проследить генеральную тему. На этот раз — цепочка командования и ответственность командира (да и любого лидера) перед подчиненными: юные командиры — мичман и неоперившийся император — на своем опыте пытаются понять, насколько допустимы личные абиции, где пролегает линия между необходимостью и упрямством, насколько можно поступаться ради цели принципами и имеют ли они право во имя всеобщего блага распоряжаться жизнями людей, которые к их проблемам никакого отношения не имеют.
И тут история побега императора Грегора Форбарры, всего пару лет как вышедшего из под регентства всех и вся, как нельзя кстати и как еще одно ответвление темы ответственности (Майлз как офицер должен одновременно служить своему главнокомандующему и защищать, а это в данной ситуации две разные тактики), и как олицетворение всего Барраяра — стремящегося к новому, ассимиляции с остальным человечеством, но придавленного грузом «испорченных генов» прошлого: жестоких традиций, постыдных скелетов в шкафах и недоверия к всему новому.
Сага о Форкосиганах — интересная штука. Начиналась как невинный и в чем-то наивный романчик про любовь женщины с Венеры и мужчины с Марса, продолжилась как политическо-драматический экшончик про тайны марсианского двора, а теперь и вовсе переродилась в историю о том, как новое поколение ищет себя не только лишь в далеком космосе, но и внутри самое себя.