Больше рецензий

8 апреля 2021 г. 10:18

988

5

Прошло 200 лет после ядерного взрыва, и то, что когда-то было городом Москвой, теперь превратилось в большое село Федор - Кузьмичск (названное в честь его нынешнего правителя, конечно- пока его не свергли). Автор отлично проработал мир - она рисует различные сорта животных и растений, мутировавших под воздействием радиации, изложены основы государственного и социального-экономического устройства. Люди живут в избах, жгут свечи, немного занимаются сельским хозяйством и охотой (ну, в основном на мышей), есть крепостные, недавно изобретено колесо, а также то новомодное приспособление для таскания ведер воды из колодца (приписываемое, конечно, Федору Кузьмичу), недавно изобретены и лодки, мужики бьют жен для забавы и от скуки, чужаков боятся и с ними борются, и суеверия пронизывают все стороны жизни людей...

Но несмотря на постъядерный антураж не про будущее, а прошлое. Уберите радиационные побочные эффекты, и это может быть почти мир глубокой России столетней давности - мир, который так далек от нас и в то же время так неприятно близок.

Что делает эту книгу такой жуткой, так это то, насколько точно она отражает тьму, которая населяет души обычных людей, тьму, которая заставляет нас опускать головы от стыда за нашу маленькую жалкую человеческую расу. Эти черты скрыты прямо под поверхностью - неприкрытая жажда власти, жадность, ксенофобия, крайний эгоизм, ликование по поводу чужого несчастья, ненависть ко всему другому... Они всегда есть, таятся в глубинах человеческой души - индивидуальной и коллективной - едва воцарившейся, едва загнанной в подполье влиянием науки, литературы, медицины, техники и общественного сознания. Но что, если социальные структуры, которые содержали эти ужасы человечества, рухнули, и в результате разрушение существующей культуры, регресс и невежество позволили худшему выйти наружу? Мы видим ленивых, деградировавших людей, на которых катастрофа поставила свое клеймо. Им некуда идти и не к чему стремиться, искусство для них вроде магии, Это мир, в котором Бенедикт, книжник и невинный создатель памятника Пушкину, обнаруживает, что любит читать книги.

Идея о том, что мир главного героя меняется, как только он обнаруживает чудо книг не нова, но мне нравится мысль о том, что все книги мира - ничто без памяти. Чтобы победить невежество не достаточно просто уметь читать - человеку нужно понимать и учиться. И почти на каждой страницы есть аллюзия на классиков литературы. Книга полна мрачно-черного юмора и мрачной сатиры! Чувство опустошения пронизывает страницы постапокалиптического мира.

Итог: это не антиутопия, это сатира. Своеобразное в высшей степени оригинальное произведение. И автор превращает людей — в животных. Достаточно умело!..