Больше рецензий

Myth_inc

Эксперт

по внутренней эмиграции

4 апреля 2021 г. 19:22

189

5

Очень добрая и искренняя история оказалась. Это воспоминания японской актрисы и телеведущей Тэцуко Куронаяги о её обучении в очень необычной начальной школе. Причём необычной она была как по меркам Японии того времени (1940-е гг.), так и по нынешним.

Смотрите сами: классы устроены в старых вагонах поезда, задания в течение дня ученики выполняют в любой последовательности, в какой захотят, а если успели до обеда, то учительница ведёт всех на прогулку. На уроке музыки можно писать мелом прямо на полу, а на занятия огородничеством приглашают простого крестьянина. В школе настолько интересно и весело, что дети с радостью проводят там всё своё время до закрытия. Конечно же, всё это сообщество учителей и учеников возникло благодаря её директору, Сосаку Кобаяси, всю свою жизнь развивавшему и воплощавшему собственную систему образования и воспитания, в основе которой лежало стремление понять каждого ребёнка и его желания, бережно и с уважением помочь ему расти и познавать мир. В этой школе дети не только получали определённую сумму знаний, но и учились общению, взаимопониманию и дружбе.

Пожалуй, единственный вопрос, который остался у меня после прочтения, относится к некоторой недосказанности, отсутствии подробностей касательно процесса обучения. Въевшаяся родительская придирчивость заставляет задуматься, а точно ли дети усваивали всю программу? Вот прям всю? Да?
Но, думаю, что, во-первых, такие детали здесь не упомянуты, потому что повествование ведётся от лица маленькой непоседливой девочки, которой, конечно же, интереснее описать школьную поездку на воды или открытие вагона-библиотеки, чем процент учеников, выучивших положенное количество иероглифов и счёт до ста. А во-вторых, эта самая девочка выросла и добилась успеха в жизни, причём на самых разных поприщах, включая многолетнюю работу послом ЮНИСЕФ. Так что годы обучения в той самой школе "Томоэ" ей как минимум не повредили.

Кстати и с родителями Тэцуко повезло - они чуткие, понимающие и терпеливые. Не знаю смогла ли бы я также спокойно, как мама Тэцуко, реагировать после извлечения ребёнка из кучи цемента или бесконечной череды порванной одёжки, но кое-что в свою "мамскую тетрадку" записала.

Ещё после прочтения у меня осталось чувство щемящей грусти. Моя первоклашка ходит в довольно неплохую школу, с хорошей учительницей, у неё есть друзья в классе и в целом ей пока интересно учиться. Но вот уже дети зазубривают правила оформления работ с точностью до клеточки (потом от количества клеточек после даты будет, блин, зависеть оценка!), а если дочь всё посчитала в уме и вместо поэтапного расписывания задачки и отступа на две клетки витает в облаках и разрисовывает обложку учебника, родителям сразу же летит сообщение. И это только начало, увы. И это система.

Эх, где же взять столько директоров Кобаяши на весь наш земной шарик?
картинка Myth_inc

Книга прочитана в рамках апрельских чтений клуба "Чарующая Азия"