Больше рецензий

4 апреля 2021 г. 08:10

3K

4 Герои нашего времени

В 2010 году Марио Варгас Льоса получил Нобелевскую премию по литературе с формулировкой "за изображение структуры власти и яркие картины человеческого сопротивления, восстания и поражения", спустя три года Льоса не стал изменять традициям. Роман "Скромны герой" - это вновь борьба человека с системой, способность принимать поражения, добиваться победы и не смотря ни на что жить дальше.

Я редко читаю латиноамериканскую литературу, но есть ее черты, что сразу бросаются в глаза. Например, курицы! Термин "топтать" со смысловым значением "заниматься сексом" попадается мне почти в каждой латиноамериканской книге. Интересно здесь то, что ни в какой другой культуре я такого не помню, хотя куриц держат почти по всей планете. Вообще, тема секса для Латинской Америки важное культурное достояние, думаю это объясняется климатом и окружающими культурами. В книге есть очень увлекательная постельная сцена, где Ригоберто обсуждая события с женой, попутно занимается с ней сексом, мы читаем их диалог и он выступает отражением сексуальных действий супружеской пары. На мой вкус, написано очень ярко и удачно. Не сколько возбуждающе, сколько литературно увлекательно.

Термин "топтать" имеет и другое значение, когда используется по отношению к мужчине в значении унижения. В нашем языке имеется лишь матерные аналоги, и "я не позволю себя топтать" по-русски не звучит так эмоционально окрашено, как задумано. А это главная сюжетная линия романа. Фелисито Янаке, сын неграмотного крестьянина, который смог подняться до владельца транспортной компании, через всю жизнь прошел с наставлениям отца - никогда никому не давай себя топтать! Поэтому, когда Фелисито Янаке начинают шантажировать и предлагать "крышу" за отчисления, Фелисито Янаке дает отпор, несмотря на последствия.

Исмаэль Каррера, второй главный персонаж, наблюдает как его два единственных сына прожигают свое наследство, и в страхе, что они "стопчут" все труды его жизни, совершает неожиданные для всех окружающих поступки, ради смены наследников состояния. Но самого Карреру в книге мы почти не наблюдаем, мы следим за его страховым агентом и другом Доном Ригоберто. Ригоберто, по сути своей, клерк, который всю жизнь проработал в офисе. Получается очень интересное противопоставление клерка Ригоберто и директора транспортной фирмы Фелисито Янаке.

Ригоберто крайне образованный человек, он интересуется европейским искусством, мечтает посетить все музеи мира, читает классическую литературу и слушает Брамса. Он ждет пенсию, чтобы отправиться в путешествие со своей любимой женой. Фелисито Янаке получил минимальное образование, чтобы стать шофером и построить свой бизнес. Единственное что его интересует поп-певица Сесилия Барраса и молодая любовница. С женой он почти не разговаривает, они оба десятилетиями тащат свои обиды внутри и никак не разрешают семейные конфликты.

По большому счету, главными героями выступают самые обычные представители среднего класса - клер и маленькое ИП. По мнению Льоса времена громких героев прошли, не кому больше не нужны революции и завоевания, людям нужны примеры. Примеры двух очень скромных героев, которые спокойно работают в офисе или ведут свой маленький бизнес, натыкаются на препятствия, кажущиеся неразрешимыми, но не за что не сдаются. И как бы тяжела не была ноша - они идут в своих принципах до конца. И это настоящие герои начала 21 века, герои нашего времени.