Больше рецензий

27 марта 2021 г. 22:20

914

3.5

«Белые ночи» - это, по определению самого Достоевского, сентиментальный роман.
С точки зрения ХХ века невозможно читать романы (а заодно и повести) такого типа и не ржать, даже когда ситуация объективно не смешна: слишком много пафоса в передаче чувств, слишком часто герои делают из мухи слона.
Вот и здесь: главный герой отличается обострённым восприятием действительности. Старик, периодически встречаемый им на улице, для него не просто старик, деревья не просто деревья, дом не просто дом… И вот однажды белой питерской ночью он встречает ЕЁ. Своего ангела, свой идеал, свою любовь, наконец.
Объект этой любви девушка Настя наивна до невозможности. Всего на вторую ночь рассказывает она практически незнакомому человеку очень личные, в общем-то, вещи. Оказывается, она уже год как влюблена. В молодого человека, снимавшего у её бабушки комнату. Доходило даже до того, что пыталась уйти к нему с вещами, а что бы стало потом с ней, об этом она не думала. Впрочем, девушка воспитывалась одной бабушкой, живущей глубоко прошлым, а бабушка по сю пору пришпиливает её к юбке. Посему не понимает, хороши её действия или плохи, и готова принять за неземную любовь простое человеческое участие.
Объект её любви, которому посвящены такие шекспировские страсти, вообще непонятно, то ли любит, то ли просто жалеет и желает скрасить её унылое существование, время от времени присылая книги и приглашая в театр. Известно лишь, что переводить отношения в иную плоскость он не спешит, встречаться после года разлуки – тоже. Хотя как знать, под конец он всё же позвал девушку с собой. Так что, возможно, всё у них сложится хорошо. Ну или на пятую или шестую ночь Настя прибежит рыдать у мечтателя на груди, поскольку окажется, что что-то опять недопоняла. На самом деле девочке ещё повезло, встретиться с людьми относительно порядочными. В противном случае она спустила бы свою жизнь в унитаз, сама не понимая, как.

Комментарии


А по-моему в реалиях XIX века вполне приемлемая ситуация. Хотя, да, ФМ переборщил с сентиментальностью. В сотый раз пишу - в"Идиоте" вся эта сентиментальная шелуха развеяна и растоптана.


У того же Достоевского в "Униженных и оскорблённых" девушка Наташа ушла к мальчику Алёше. И... в общем, ничего путного из этого не вышло. Суть в том, что в реалиях XIX века девушка всегда виновата в том, что с ней в итоге произошло.


Но Настенька - далеко не ангел. У нее очень цепкие коготки и острый ум. Она умеет извлекать пользу из ситуаций.


Да ладно: какую пользу? Попадись ей циник, и кончилось бы всё очень плохо, ещё до встречи с мечтателем.


А кто он, этот студент? Мы ж ничего о нем так и не узнаём! Какая-то смутная, слегка очерченная фигура


Во всяком случае он не воспользовался ситуацией, когда девушка пришла к нему с вещами. А мог бы.


В принципе, логично.