Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 марта 2021 г. 19:36

989

4 Древнегреческий роддом

Начну с того, что не стану рекомендовать этот раритет античной литературы неподготовленному читателю, да и подготовленному тоже не рекомендовал бы. Дело в том, что такие тексты не читают, с ними работают. Если вы начнете честно читать текст Гесиода, то уже через пару-тройку страниц поймаете себя на том, что пропускаете через себя какую-то обезличенную информацию, которая тут же благополучно выветривается из вашей головы. Запомнить калейдоскоп имен, большинство из которых даже ни разу не повторяется, практически невозможно, да и нужно ли.

Зато труд Гесиода может служить, да и служит, серьезным подспорьем для изучающих древнегреческую мифологию, но не в качестве художественного произведения, а в качестве справочника. Именно в таком контексте на Гесиода ссылаются все писатели, пишущие о древнегреческих богах и героях, поскольку его труд самое полное и систематизированное изложение доступной информации на эту тему.

Зато, если вы возьмете в руки нехилый том Куна "Легенды и мифы Древней Греции", или какую-то другую подобную литературу, вы найдете там сухую справочную информацию Гесиода как следует расцвеченной, персонифицированной и адаптированной под восприятие и запоминание.

Сам же текст Гесиода очень напоминает библейскую книгу Бытие, ту её часть, где ведется рассказ: "Адам родил..." и далее все праотцы по очереди. Нечто подобное и у Гесиода, но, если Адама и Еву создал Бог, то первые существа древнегреческого мира - Хаос, Гея, Тартар и Эрос - зародились сами по себе, просто взяли и зародились, типа как первая одноклеточная амеба, или что там было в начале начал по теории эволюции.

Но подобная штука удалась только этим "трём мушкетерам" и примкнувшему к ним Эросу. Видимо, во всем виноват был последний, потому что теперь никто уже сам не зарождался, а всех новых персонажей мифологии рождали те, которые уже были. И львиная доля текста - это указание кто и кого родил, так что всю "Теогонию" можно поименовать большим древнегреческим роддомом.

Сначала идет несколько поколений богов, пока не доходит до конфликта отцов и детей между Ураном и Кроном. Здесь, наконец-то можно отвлечься от череды рождений, и узнать страшную историю сыновьего предательства, тем более ужасную, что сынуля откромсал папин член, тот член, с помощью которого папа его - сынулю - и сотворил. А потом еще один упоительный эпизод - как из этого отрезанного члена родилась суперженщина и супермодель древности - прекрасная Афродита.

Но после таких пикантных отступлений мы снова возвращаемся к перечню рожденных то теми, то этими. Между фактами рождений новых богов и божков промелькнули битва с титанами и захват Зевсом старшинства в олимпийском мире. Но дальше всё по новой - перечень браков Зевса и его новых детей, потом браков других богов и их детей. Наконец, боги перелюбились во всех возможных вариантах и обратили свой благосклонный взгляд на смертных. С какого-то момента прелюбодеяния со смертными становится трендом среди небожителей, поэтому последняя глава труда Гесиода называется "Браки богинь со смертными". Но грешили этим не только богини, но и боги, один только Зевс немало набедокурил в этом направлении, но его "подвиги" описаны в предшествующих главах.

Так что, повторюсь, если вы в самом деле интересуетесь древнегреческой мифологией, читайте более адаптированные труды, все равно в каждом из них будет полно ссылок на книгу Гесиода, так что, если вы прочтете того же Куна, считайте, заодно вы и Гесиода уже осилили, потому что каждая строчка у Гесиода - это глава, в крайнем случае - полглавы у Куна.

1403

Комментарии


Интересно. Я сейчас как раз Илиаду перечитываю (совершенно случайно). Так что мне эта тема близка :)

Хаос, Гея, Тартар и Эрос - зародились сами по себе, просто взяли и зародились, типа как первая одноклеточная амеба, или что там было в начале начал по теории эволюции.

У нас дома хаос тоже зарождается сам по себе.
А геи сейчас наоборот - зарождаются обычным путём, а вот других уже не зарождают.
А в начале, вроде, микробы были. Хотя, удалось представить Эрос и в виде амёбы. И даже инфузории-туфельки (на шпильке)

пока не доходит до конфликта отцов и детей между Ураном и Кроном.

Да, здесь Тургенев отдыхает. Вот это конфликт!

Наконец, боги перелюбились во всех возможных вариантах и обратили свой благосклонный взгляд на смертных

какая-то мыльная опера.

если вы прочтете того же Куна

я не люблю его. По мне, так он застрял между сухостью и строгостью Гесиода (сужу по твоему описанию) и художественным текстом. Получается, ни туда ни сюда.


Спасибо за такую щедрость )
Для мыльной оперы не хватает постоянства персонажей, скорее, мыльный калейдоскоп )


:)
про щедрость не понял


Ну, объем комментария же... )


Ааа. Понятно. :)
Всегда пожалуйста.