Больше рецензий

Oldie

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 марта 2021 г. 07:05

430

4 Страшная и добрая сказка о любви

Ольга Денисова: «Берендей»

Нечасто встречается такое: чтоб книга оказалась одновременно страшной и доброй. Романтическая сказка о любви? Мистический триллер с элементами хоррора? Современная фэнтези (язык не поворачивается назвать ее «городской», потому что бо̀льшая часть действия происходит хоть и в наше время, но в лесу и в поселке на его краю)? Все это сплелось в книге в единое целое на удивление удачно, совершенно не мешая друг другу.
Порадовали герои. Чисто положительные герои в последнее время все реже встречаются в литературе. То ли авторы их стесняются, то ли всерьез считают, что таких людей не бывает, то ли не умеют их толком выписывать – так, чтобы персонаж не вышел «картонным» и плоским, лубочным. Чисто положительного героя действительно написать сложно, но Ольге Денисовой это удалось. Более того, сделать положительным героем медведя-оборотня, написать его живо, реалистично и достоверно, дать ему угодить в переплет, когда ни способность к превращению, ни иные навыки и умения героя ему толком не помогут, поставить в действительно экстремальную ситуацию и показать, как герой ее преодолевает на пределе физических и душевных сил, при этом сумев до конца остаться человеком (и не важно, в каком облике) – это было явно непросто.
А еще надо отметить, что положительный герой в книге далеко не один. В прямом и переносном смысле слова. И Юлька, внезапная любовь Егора, и знакомые-односельчане не оставят Берендея в беде. И даже персонажи не слишком поначалу положительные неожиданно проявят свои лучшие качества, о которых, возможно, до сих пор и сами не подозревали.
Но поставить точку в этой драматической истории Егору все равно придется самому.
Кстати, даже главный антагонист, превратившийся в кровавого убийцу и людоеда, как выяснится, тоже не является воплощением инфернального зла в чистом виде. Таким образом, несмотря на кровь, убийства, горе и трагедии, общий баланс книги все же явно склоняется в сторону добра. «Люди не безнадежны, – как бы говорит нам автор. – Надо только дать им шанс проявить себя с лучшей стороны.» И автор своим героям такой шанс дает. Другое дело, кто и как им воспользуется...
Подчеркнутая реалистичность обстановки и персонажей, их мыслей, стремлений и мотиваций – а также окружающих героев декораций и бытовых деталей. Быть может, некоторые характеры даны чуть схематично, с уклоном в амплуа, но для сказки это нормально. А это именно сказка – при всем внешнем реализме происходящего. Внезапно объявившийся могучий враг, против которого герой оказывается почти бессильным. Так же внезапно вспыхнувшая взаимная любовь со случайно встреченной девушкой: любовь возвышенная, яркая и романтичная. Заклятия и обереги, спасение любимой, финальный поединок со злодеем...
Да, сказка. И в то же время полный реализм с уклоном в хоррор: приезжие студенты и жители небольшого поселка, депутат с криминальным прошлым и его личная охрана, охотники и браконьеры; разбитые дороги, автобусы и электрички, веселая и бесшабашная пьянка на Новый год и ежедневный сельский быт; трагическая гибель целой семьи, кровавые убийства, «мужские разборки» и изувеченные, обглоданные трупы...
Будет драма и трагедия, любовь и ненависть, внезапное счастье и кровавая охота, в которой охотники и дичь не раз поменяются местами. Много чего будет.
А вот скучно точно не будет.
Напряженное действие – как внутреннее, так и внешнее. Запоминающиеся герои, которым сочувствуешь и сопереживаешь. Разве что язык книги, хоть и вполне литературный, мог бы быть и более образным. Нет, образная система, образный ряд в книге есть – но ряд этот показался мне несколько скуповатым. Несмотря на это читается книга увлекательно – с трудом оторвался от нее заполночь.
И все же, как минимум, в эпизодах ретроспекций из жизни разных героев, там, где дается их предыстория и «как дошли они до жизни такой», стоило бы добавить хоть немного образов и метафор – иначе такие фрагменты выглядят слишком «конспективно». Словно автор просто сообщает нам вводную информацию. До канцелярита, конечно, не доходит, но выглядит суховато. Даже суше всего остального текста, который тоже не слишком насыщен образами, но выезжает на яркости, эмоциональности и общей атмосфере, так что на малую насыщенность образного ряда быстро перестаешь обращать внимание, увлечен чтением. А вот ретроспекциям, в отличие от остального текста, «выезжать» не на чем, и на них увлекательность повествования заметно снижается. Хотя и не пропадает вовсе.
В книге нет – вообще нет – ошибок, опечаток, корявых фраз, повторов и тавтологий – очень распространенного бича многих авторов. «Это просто праздник какой-то!» (с) А если что-то такое в книге и присутствовало в следовых количествах, то я этого попросту не заметил, увлечен чтением. И тогда это тоже несомненный плюс автору.
Заметил пару совсем уж точечных «заклепочных» неточностей – но о них я написал автору лично. В любом случае, общего впечатления от книги эти мелкие огрехи лично мне не испортили ни в малейшей степени.
Книга написана с любовью. К героям. К людям и к зверям. Ко всей природе – частью которой являемся и мы с вами, несмотря на все наши города, заводы и гаджеты.
А еще через всю книгу проходит отчетливая аллюзия и перекличка с «Обыкновенным чудом» Евгения Шварца. Я не только читал эту пьесу и смотрел ее постановку – но и играл в ней в свое время. Так что было вдвойне интересно, узнаваемо и приятно.
Прочел с удовольствием. Книга не идеальна, но однозначно хороша. С чистым сердцем рекомендую.

Книга включена в подборку «Хорошие книги: Олди рекомендуют» на Author.Today: https://author.today/collection/391 и на LiveLib: https://www.livelib.ru/selection/1638085-horoshie-knigi-oldi-rekomenduyut

Книга выложена автором в бесплатный доступ на сайте Author.Today: https://author.today/work/96149