Больше рецензий

Can_be_fun

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 сентября 2012 г. 00:59

67

5

Наверное, знакомство с Довлатовым нужно было начинать с произведения «Ремесло», потому что именно благодаря нему складывается представление не только о писателе и его творчестве, но и об атмосфере, мрачно нависшей тогда над третьей волной эмиграции.
Мне нравится, с какой легкостью наш Донатович описывает все случившиеся с ним недоразумения и трагедии. Но я и представить не могу, откуда черпала силы эта легкость, откуда бралась. Вот вроде читаешь «Ремесло», даже смеешься где-то, а послевкусие такое, будто полыни объелся. В этом весь Довлатов – смех через слезы. И верить не хочется, что на долю такого человека могла выпасть столь несчастливая монета.
Сюжет не замысловат, т.к. рассказывается история людей, пытающихся выжить в совершенно чужой стране без знания английского (на первую пору). Поиски заработков, первые опубликованные работы, переводы, выпуск собственной газеты, попытка понять чужой менталитет – в книге всего и понемногу. Довлатов пишет об этом лаконично, остроумно и интересно. За что и любим своими поклонниками.
Самое сильное впечатление на меня произвело «Открытое письмо» редактору газеты «Слово и дело».
Кусок:

Мы не хуже и не лучше старых эмигрантов. Просто мы - другие.
Мы приехали в семидесятые годы. Нас радушно встретили. Помогли нам адаптироваться и выстоять. Приобщиться к ценностям замечательной страны. Нам удалось избежать того, что пережили старые эмигранты. И мы благодарны всем, кто
способствовал этому.
Мы вывезли из России не только палехские шкатулки. Не только коралловые и янтарные бусы. Не только пиджаки из кожзаменителя. Мы вывезли свои дипломы и научные работы. Рукописи и партитуры. Картины и открытия.
Мы начали создавать газеты и журналы. Телевизионные студии и финские бани. Рестораны и симфонические оркестры.
Мы ненавидим бесплодное идеологическое столоверчение. Нас смешат инфантильные проекты реорганизации тоталитарного общества. Потешают иллюзии религиозного возрождения.
Мы поняли одну чрезвычайно существенную вещь. Советские лидеры - не инопланетные. Не космические пришельцы. А советская власть - не татаро-монголъское иго. Она живет в каждом из нас. В наших привычках и склонностях. В наших
пристрастиях и антипатиях. В нашем сознании и в нашей душе.
Советская власть - это мы. А значит, главное для нас - победить себя. Преодолеть в
себе раба и циника, труса и невежду, ханжу и карьериста.



В этой книге нужно читать первую страницу и это самое письмо, чтобы понять: пойдет или нет.

«Иностранка»

Очень душевное и забавное произведение, несмотря на немного драматичную нотку в жизни главной героини – Маруси. У нее не было веских причин покидать родину, ведь Маруся жила в обеспеченной семье, могла выбрать высокооплачиваемую работу и достойного мужа. Но нет! Шило в жэ мешает спокойно жить не только Маше, но и всему ее окружению. Это капризная, порою заносчивая, но все же добрая девушка. Героиня обладала приятной внешностью и легкомысленностью, из-за чего, кстати, были все ее беды. Но она не опускала рук и не подавала виду, даже когда нечем было платить за телефон и квартиру.

Она мне сразу понравилась – высокая, нарядная и какая-то беспомощная. Бросалась в глаза смесь неуверенности и апломба. Так чаще всего и бывает.


Маруся слишком часто вспоминала о своих утраченных номенклатурных привилегиях. Слишком охотно рассказывала про своего знаменитого мужа. Чересчур размашисто бросала на диван ондатровую шубу.


В какой-то степени мы подружились. Я люблю таких – отпетых, погибающих, беспомощных и нахальных.



За дамочкой ухлестывали все свободные мужики русского квартала. Все попытали счастье, но удача улыбнулась какому-то несуразному итальянцу Рафу. Вот тут шарманка и заиграла… Столько неуклюжих моментов, забавных ситуаций и душевных разговор за стаканчиком! И искренняя радость за судьбы людей.

Чувство юмора Довлатова, я так думаю, не раз воодушевляло и поддерживало друзей, да и его самого. Прекрасно понимаю, что умение посмеяться (над собой в первую очередь) – лучшая защита, когда все валится и рушится на глазах.