Больше рецензий

Lika_Veresk

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 февраля 2021 г. 20:38

1K

4 «O tempora! O mores!»

Как же долго ждала меня эта книга! Столько лет я обходила ее вниманием (Древний Рим с его дикими нравами – ну совсем не моё), но вот добралась-таки (спасибо играм ЛЛ, расширяющим наши горизонты).

Роман о заре христианства и о тех неимоверных трудностях, которые пришлось преодолевать первым приверженцам Христа. Заключительные годы правления Нерона – трагическая страница мировой истории. Безмерная жестокость, насилие, кровь, крайняя развращенность и безнравственность – яркие приметы этой эпохи.

Нерон – злобное, жестокое чудовище, циничный, пошлый фигляр, не знающий удержу в пороках и себялюбии, дошедший до скотского состояния. Ему неведомы подлинные чувства: его не волнуют ни смерть маленькой дочери, ни гибель Рима. Для императора, мнящего себя выдающимся поэтом и артистом, важнее принять эффектную трагическую позу. Обладая извращенными наклонностями, он в угоду своему мелкому тщеславию способен сжечь целый город, и ужасающее зрелище чудовищного пожара вызывает у Нерона лишь упоение. Но как же он при этом мелок в своём мнимом «величии»!

Голос его на открытом воздухе, при гуле пожара и отдаленном гомоне многотысячной толпы, звучал странно тихо, дрожал и прерывался, а вторившие струны лютни слабо дребезжали, напоминая жужжанье мухи.

Вот интересно, не повлияло ли на Сенкевича толстовское описание Наполеона в «Войне и мире»? Или это «общие места» в изображении тиранов в литературе?

Картина дикой расправы с первыми христианами – просто жуткое действо, похлеще ужасов любого триллера. Прямо невозможно спокойно читать, и просто поражаешься изощренному порочному воображению правителя, придумывающего всё новые и новые гнусности для истязания христиан. Какое-то воинствующее безумие! При чтении была только одна мысль: Господи, ну как такое возможно! И это творят люди с себе подобными?!

На этом историческом фоне разворачивается история приобщения к Христовой вере человека, казалось бы, весьма далёкого от ее основ. Марк Виниций – племянник Петрония, молодой патриций, горячий, своевольный, дерзкий и необузданный, но способный «соблюдать в разврате некую эстетическую меру» и всё же не утративший понятий о чести и совести. Автор уготовал ему сложный путь духовного развития, импульсом для которого станет любовь к христианке Лигии. И если поначалу Виниций ищет девушку с азартом игрока и, не находя взаимности и не умея укротить своё вожделение, готов едва ли не за волосы тащить ее в свой дом, то спустя несколько месяцев он переживёт истинное перерождение под влиянием христианских идей и склонится перед чистотой и святостью возлюбленной. К своей вере он идёт непросто, через сомнения, колебания, преодоление слабости духа. Сенкевич показывает, что в самый страшный момент спасение Лигии напрямую зависит от того, останется ли крепок в новообретённой вере Виниций. По сути, это испытание силы его веры во Христа. И когда, вопреки всему происходящему, звучит его отчаянный шёпот-крик «Верую!», девушка действительно избавляется от угрозы мучительной смерти. Если прежде он не признавал иного закона, кроме своих желаний, преклонялся перед внешней красотой, то теперь открывает для себя истинную любовь, красоту, основанную на духовных началах.

На мой взгляд, самый интересный и сложный образ в романе – Петроний. В его характере столько всего! Автор «Сатирикона», умница, римский интеллигент, наблюдательный и красноречивый человек, почитатель красоты и искусства. И в то же время – изнеженный эгоист, страстный поклонник роскоши, самоуверенный, испорченный, не различающий добра и зла. Еще недавно, будучи наместником императора, деятельно и справедливо правил Вифинией, но отошёл от дел, предпочитая покой и наслаждения. Внешне – друг и наперсник Нерона, но как изощренно влияет на его поступки и решения, как умело направляет их в нужное русло, как тонко манипулирует императором! С этим светским эпикурейцем, «арбитром изящества», обладающим утонченным вкусом, связана в романе важнейшая мысль: невозможно прожить жизнь, относясь к ней лишь эстетически, не делая нравственного выбора. Читателю предоставляется возможность проследить, как меняется отношение Петрония к любви Виниция и христианам: от непонимания чувств пылкого юноши и ироничной насмешки над ними – до стремления помочь племяннику и его возлюбленной. Но если поначалу он в каком-то азарте хочет освободить Лигию назло Нерону и воспринимает это как некую игру, в которой желает выиграть пусть даже ценой собственной жизни, то позже все действия Петрония будут диктоваться глубоким уважением к христианам, к их страданиям. Нет, он так и не уверует во Христа, но перед смертью завещает Виницию служить «самому порядочному из богов». Осознавая свою обреченность, Петроний не может решиться на иной путь, – и в этом трагизм его судьбы.

Уход Петрония из жизни подчеркивает его достоинство и смелость (достаточно вспомнить честное письмо патриция к императору-шуту, прочитанное на предсмертном пиру перед его подданными). Действительно, с Петронием погибают гармония и красота.

Величественна мученическая смерть апостолов Петра и Павла, ведь они идут к Господу, сопровождаемые в последний земной путь толпой преданных единоверцев.

И совершенно отвратительна смерть Нерона, обратившаяся в жалкий фарс.

Одержимый безумием Зверь уходит с исторической арены. А Божье слово крепнет, продолжает жить, ведёт за собой всё новых людей, обретших Того, кого они могут любить (а не бояться, как языческих богов), Того, чьи любовь, милосердие и заботу о чадах своих они ощущают. Ибо, как говорил Иоанн Богослов, «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Прочитано в рамках «Борьбы с долгостроем» и «Игры в классики».

Комментарии


Ура, новая рецензия Лики)
Забавно, как мы с вами одинаково обходили эту книгу)
Вы прочитали а я... снова обхожу.

Безмерная жестокость, насилие, кровь, крайняя развращенность и безнравственность – яркие приметы этой эпохи.

Лика, это в то время некий "герой того времени" высек море, в наказание за что-то?)
Так посмотришь на наше время грустное... и почти ничего не изменилось.
Вместо моря - другие стихии и предметности мира и нравственности.

Ему неведомы подлинные чувства: его не волнуют ни смерть маленькой дочери, ни гибель Рима. Для императора, мнящего себя выдающимся поэтом и артистом, важнее принять эффектную трагическую позу.

Помните вечное пушкинское:
-Мне скучно, Бес.
- Что делать, Фауст?

Грустно, когда такая пустота пожирает человека и он от неё бежит чёрт знает куда: в порок, искусство, политику, и всё заражает пустотой.
От себя не убежишь.

Вот интересно, не повлияло ли на Сенкевича толстовское описание Наполеона в «Войне и мире»? Или это «общие места» в изображении тиранов в литературе?

Интересный вопрос, Лика.
А может.. это общее место в узком и тесном, душном даже мышлении тиранов всех времён?
Они как одно лицо.

И когда, вопреки всему происходящему, звучит его отчаянный шёпот-крик «Верую!», девушка действительно избавляется от угрозы мучительной смерти.

А здорово, когда любовь так преображает человека.
Христа ещё не было, а христианство уже было в любви.

Какая светлая рецензия, Лика, спасибо)
Окончание рецензии понравилось.
Хорошая рецензия.
Доброго и светлого вечера вам, Лика)


Так посмотришь на наше время грустное... и почти ничего не изменилось.

Вот да, к сожалению... Тоже об этом думала, когда читала. Разве что масштаб и реалии иные.

А может.. это общее место в узком и тесном, душном даже мышлении тиранов всех времён?
Они как одно лицо.

Просто у Сенкевича мне увиделись явные аллюзии на Наполеона у Толстого, вплоть до практически текстуальных совпадений.
Спасибо Вам за интересный комментарий, Саша)) И хорошего времени суток))