Больше рецензий

10 февраля 2021 г. 15:13

770

3 Нельзя ждать милостей от природы и бюрократии.

Молодые, неопытные, незамутнённые сотрудники НИИЧАВО приезжают в Китежград, дабы через местных чиновников получить несколько артефактов и существ для исследований. И стремительно начинают седеть, осознав ужасающее: Тройка (в составе четырёх человек), занимающаяся распределением нужных им объектов, совмещает в себе непроходимую глупость, крайнюю самоуверенность, трепетную любовь к бюрократии и практически неограниченную власть. Единственный способ спасти из рук этого странного собрания бесценные материалы - переиграть Тройку на их бюрократическом поле...

Кажется, ни одна книга Стругацких не печаталась без пролития крови кого-нибудь из причастных. В случае со "Сказкой", насколько помню, кого-то даже уволили, повесть не прошла по идеологии и авторы вынуждены были её переписывать - из-за чего она осталась в истории сразу в двух экземплярах. Для полноты впечатлений я решил, что читать стоит обе. И, увы, не могу сказать, что хоть один из вариантов мне по-настоящему понравился. Слышал ещё про существование вариантов "смешанного" (который мог бы, возможно, меня полностью устроить) и "чернового", но уж простите, на ещё два захода с разбегу меня не хватит.

Если "Понедельник" был сказкой милой и доброй, то первая "Тройка" - сказка страшненькая. Причём страхами взрослого человека, когда монстры под кроватью теряют свой блеск и ужас перед лицом ипотеки или устройством ребёнка в детсад. Бюрократическая волокита, атмосфера абсурда на каждом заседании и дремучая тупость заседающих превращают весь этот процесс во что-то крайне неуютное и слегка отдающее Кафкой. Потому, при всё ещё хорошем чувстве юмора авторов, по-моему, за всё время чтения я не улыбнулся ни разу.

Заседания в своём абсурде пугают и порой вызывают нервный смешок, то есть цели достигают - но всё, что между ними, идёт с большим скрипом. В этих сценках нет никакой динамики и почти никакого влияния на составляющие костяк сюжета заседания, из-за чего они очень тяжко и медленно читаются. Порой у них есть свой интерес, они размышлительные, иногда почти философские... но ощущение невероятной затянутости перебивает все возможные плюсы. И это при том, что повесть-то крохотная. При отличной идее - я разочарован реализацией. А ведь после чудесного "Понедельника" я в "Тройку" влетел прямо на энтузиазме...

Кроме того, проблема также в персонажах. "Понедельник" в первую очередь очень зацепил героями, за ними хотелось наблюдать. И герои "Понедельника" всё ещё прекрасны, беда в том, что их практически полностью задвигают в сторону новые персонажи. А они, в свою очередь, не вызывают никакой эмоциональной реакции, от слова "совсем" - кроме Говоруна, который быстро начинает раздражать; понятно, что он так и задуман, но от того не легче. И я понимаю, что тут не планировалось прямого продолжения с теми же героями, планировалась довольно злобная карикатура в околоволшебных декорациях, но как поклоннику героев мне слегка обидно.

От второй версии я тем более не ожидал уже ничего хорошего, всё намекало на то, что из неё покромсали вдобавок всё самое удачное. В повести то и дело встречаются рудименты первой истории, которые стали казаться в новом сюжете нелогичными. Например, стресс Эдика от первой встречи с Тройкой, совершенно понятный в оригинальной версии, во второй, при том, что они с Сашей прибыли одновременно и были подготовлены одинаково, ощущается искусственным. Или обоснование наличия в сюжете Выбегаллы - сделано оно по принципу "а, и ещё туда Выбегаллу занесло, ну, так получилось".

Чего мне по-настоящему жаль - того, что Стругацкие под ноль выкорчевали линии Романа и Витьки. В оригинальной версии "Тройки" они были лучшим, я вообще мало понимаю, как это можно читать без них. Да и перевешивание на Эдика, самого мягкого и доброго в компании, реплик и действий решительного Ойры-Ойры и уж тем более хамоватого Корнеева, создаёт очень странное ощущение. В фанфиках это называют ООС. Впрочем, подозреваю, что Витька с его жизненной философией "хватать и тикать" и Рома, прокладывающий путь к желаемому через подбивание клиньев к дочкам высокого начальства, могли как раз по идеологии-то и не пройти...

Урезанность многих эпизодов пошла им только на пользу. При определённых стараниях эта версия могла бы мне понравиться больше, но авторы то ли уже потеряли интерес к "Сказке", когда взялись её переделывать, то ли просто совершенно не желали её исправлять, из-за чего многое вышло на "отвали". А жаль: начало с лифтом было настолько в духе "Понедельника", бодрое, забавное и с выдумкой, что было снова преисполнило меня надежды. Зато финал, в противовес, оказался невероятно скомканным. Да и в целом вторая версия "Тройки" вышла просто сумбурными огрызками оригинала, иногда разбавленными новыми интересными моментами. Увы. Потенциал к улучшению тут явно был, но весь вышел.

Понимаю, что, возможно, поставленную задачу (зубастую карикатуру на советскую, а позже российскую бюрократию) авторы реализовали - на уровне идеи. Проблема в том, что я как читатель не оценил эту реализацию как произведение. Ни с первой, ни со второй попытки.