Больше рецензий

31 августа 2012 г. 17:43

207

4

На стыке культур - русской и грузинской - вместо птицы-тройки возникает образ Мерани - гордого, неуёмного коня, мчащего своего всадника без пути-следа. В водоворот этой дикой скачки оказались захвачены герои произведения - и они расстерялись, как, вероятно, расстерялась вся страна после событий 90-х годов.

Одна из ведущих потребностей человека - потребность в упорядоченности, а когда социалистическое государство разрушено, светлое коммунистическое будущее скрылось за горизонтом, а заманчивое капиталистическое еще не началось, о какой упорядоченности может идти речь? И утомленные, раздерганные сумятицей люди наполняют свою жизнь фантомами: Митя живет с призраком своей жены, Светлана Ивановна упорно создает свою маленькую Грузию внутри Ростова и верит в удачу русского лото, Олег изображает из себя зама какой-то крупной шишки. С фантомами все-таки легче, хотя на душе по-прежнему муторно.

Почему этот несуразный Митя стал главным героем? Зачем нам, высоколобым читателям, смотреть на этого растяпу и лоха?
Наверное, потому что присущий ему внутренний раздрай показателен для всей эпохи. Глядя на мир глазами его жены Марины, мы понимаем, что Митя - один из многих, кто не то что не хочет, а не может бороться за себя, как не может встать и продолжить драться оглушенный в схватке человек.

К слову, о Марине. Она не оглушена, она готова плыть, если надо, даже против течения, и ее позиция - позиция красивой и полной жизни женщины, которая хочет жить, а на выживать, более чем понятна. Но ее тонкий след расстворяется где-то за рубежом, и читателю уже не дано проникнуть в ее мысли.

(прочитав книгу Гуцко, разумеется, захотела найти полный вариант стихотворения Бараташвили; вместе с ним нашла и статью о поэте, где были такие строки о "Мерани": "Этот сильный душевный порыв должен рассеять черные беспокойные мысли, стереть с души следы зла и порока времени, ибо, как писал поэт в 1842 году (год создания "Мерани") Маико Орбелиани: "Истинное счастье, высшее наслаждение, которое человек получает от этого мира", это только от "...красоты души, непорочности сердца", "на другие радости мира взирай холодно, гордо и знай, что они преходящи". Так что, может быть, материальное благополучие - не то мерило, с помощью которого стоит оценивать героев? может, поэтому Марина просто исчезает со страниц, оказавшись в благополучной Норвегии?)

А если не о материальном благополучии или, скорее, неблагополучии эта книга, то о чем? Думаю, о весне и возрождении. Начавшись с ледяной, безнадежной ноты, книга заканчивается под весенним солнцем.

Да, пусть Мерани мчит без пути-следа, но скач его, вопреки всему, несдержим и упрям. И пусть герой не знает, куда идет, но он уже сказал адье всем своим фантомам - иллюзорной Марине, обманутой Люське, поездке за границу, - и развязал себе руки, расставшись с работой, где тоже нужно было создавать видимость. Две половинки расколотого на протяжении всей книги Мити под конец наконец сошлись вместе. И со страниц сошел цельный человек. Он выжил и осознал.