Больше рецензий

31 января 2021 г. 20:59

191

3 Диалектика - наука о развитии. Советсткий взгляд на философию и диалектику в простом изложении

Кедров – известный в советское время философ и химик. За два года до смерти вместо зубодробительного трактата, суммирующего десятилетия исследований по философии и науке, написал «детскую» книгу о диалектике, что уже говорит о многом. Книга имеет форму диалога между отцом и сыном, которому отец пытается как можно проще рассказать, что такое диалектика, и что более важно – показать на примерах, что значит мыслить диалектически. Даётся срез основных проблем советской философии, вводятся основные оппозиции, которые сегодня считаются устаревшими или идеологическими: например, метафизика и диалектика – это полные противоположности для автора, метафизика, разумеется, «за всё плохое», диалектика – «за всё хорошее»; онтология – это не философия вообще, потому что утверждает, что есть одно бытие и нет сознания (?!), а вот гносеология – это и есть настоящая философия, которая занимается и главным вопросом философии (что первично: материя или сознание?) и познаваемостью мира. Но не смотря на строгую «партийность» изложения, текст производит скорее положительное впечатление за счет ясности и простоты изложения, читатель действительно получает первые сведения о том, как может пониматься диалектика, какие у неё законы и как они работают в различных науках. Отдельно стоит отметить примеры из физики, химии, математики, которые будут доступны даже человеку с «гуманитарным складом ума». И главный плюс этих бесед, что человек незнакомый с философией, действительно, станет мыслить более «диалектически», т.е. задумываться в каком контексте задан тот или иной вопрос, видеть в каждом явлении природы, общества или сознания развивающийся живой организм, который связан непрерывной нитью со всеми остальными явлениями, а не застывший факт, который можно механически влепить в нужный тебе ход мысли. Кедров, в противоположность большинству советстких исследователей диалектики, пытается войти в диалектику мышления, а не диалектику материальных объектов, что было бы гораздо проще.