Больше рецензий

21 января 2021 г. 12:28

2K

3.5 «Я у жизни ничего не прошу, ничего и не ищу. А конец никогда не бывает счастливым: старость и смерть, только и всего!». (с)

⠀⠀⠀Благодаря совету из новогоднего флешмоба от ArinaAnna я познакомилась с книгой Михаила Арцыбашева «Санин». Изначально я не хотела брать этот совет, так как он попадал под моё ограничение о классике. Но я все же решила взять книгу из-за высоких оценок от людей, за которыми слежу, привлекательного описания и «скандальности». Обычно я начинаю читать русских автором только по своему выбору, когда я точно знаю, что мне понравится произведение. Здесь же — полная пустота, так как до этого я не слышала о книге. В этом и был свой шарм — было интересно узнать, в чём изюминка этой книги, которая получила клеймо скандальности. В целом книга мне больше понравилась, но понравилась только благодаря темам, которые были подняты в ней. Сюжета как такового здесь нет — идея превалирует над хлипким сюжетом. Обо всём по порядку.

картинка Caramelia

⠀⠀⠀Поговорим для начала о самой книге и её истории, так как именно история привлекла моё внимание к ней. В этом поможет статья Тимофея Прокопова. Михаил Арцыбашев — русский писатель, творчество которого относится к началу XX в. «Санин» — роман, написанный в 1907 г. Автора и его произведение обвинили в порнографии, поэтому репутация стала скандальной. Современники видели в идеях М. Арцыбашева отклонение от общественной нормы, которое ярко проявляется в идеях Санина, главного героя произведения. Он много пишет о смерти, и книга «Санин» — прекрасный пример этого, потому что смерти так и следуют за Владимиром Саниным. Много внимания уделяет и теме самоубийства, которое становится одной из главных в книге. Неудивительно, что автор стал скандальным, ведь книга и всё его творчество — это показатель отступничества от норм, которые были присущи обществу того времени. Это как манифест, который был услышан многими.

⠀⠀⠀Итак, перейдём к самой книге, которая поднимает множество разных тем, о которых я уже кратко сказала. При этом я не буду останавливаться на сюжете, потому что как такового его тут нет, и поэтому не вижу смысла тратить время на него. Большее значение здесь имеют рассуждения, о которых я скажу ниже.

⠀⠀⠀Я плохо воспринимаю книги, которые «искусственно» растянуты. Что я имею в виду? Прежде всего, когда лишние детали/моменты/диалоги превалируют над сюжетом/задумкой/темами, которые не имеют значения для его развития. В данном случае — это излишние описания и диалоги, которые не несут какой-либо смысловой нагрузки. Причем можно сказать, что диалоги в книге красочные, яркие, порой даже интересные, бесячие, раздражающие — короче говоря, вызывают спектр разных ощущений. Но не все они всё же необходимы для сюжета. Поэтому возникает ощущение растянутости, а затем — скукоты. Если растягивать, то растягивать со смыслом. По моему мнению, у автора не получилось доказать, что всё это — со смыслом. Например, возьмём диалог про женщин между героями, который вызывал у меня массу негативных эмоций. Но в контексте художественности, сюжета эта тема всё же могла лучше развиться, более обширно, чем это есть в книге. Или разговор о теории и практике — детали приветствия занимают больше времени, чем само рассуждение.

⠀⠀⠀Например, глава XXV — самая затянутая из всех. Зачем столько сказанных слов о приветствии, если это можно было сказать намного короче и перейти к более важному — к рассуждению о теории и практике. Причем рассуждение меньше, чем лишние детали, — это ужасно! Именно в этой главе приводятся отличнейшие мысли по поводу соотношения теории и практики. Идеи Санина можно свести к следующему: не теория порождает практику, а практика — теорию. Мы можем прочитать миллионы книг, узнать многое из них, но без практики — всё это бесполезно. При этом всё это в большинстве случаев списано с практики. Например, возьмём парадигмы международных отношений, которые появлялись благодаря практике (политический реализм, идеализм и так далее). Редко теория, написанная без практики, имеет сильные аргументы (но я могу быть и не правой) — мне это кажется утопичным и скорее абстрактным. Поэтому я чаще всего плохо воспринимаю мотивационные книги, авторы которых не предоставляют какую-либо значимую практику для закрепления теории.

«Если бы возможно было миросозерцание, как законченная теория, то мысль человеческая вовсе остановилась бы».

⠀⠀⠀Поговорим о главном герое — Владимире Санине. Яркий многогранный человек, которого хочется анализировать. Хочется понять его мысли, мотивы, действия. Сначала он казался простым лодырем, который склонен спорить со всеми, но на деле... Чем дальше, тем больше мыслей становилось. Персонаж раскрывался постоянно. Когда его спрашивают, как он будет жить, он с улыбкой отвечает: как-нибудь. Его называют аморальным и безнравственным, умником и выскочкой. Никто не понимает, когда она шутит, а когда говорит всерьёз. Люди хотят увидеть такого же Новикова в нём, но он не стремится соответствовать стандартам общества и стандартам его знакомых. Он считает человека царём природы, который скорее боится своей собственной тени. У меня есть две позиции по отношению к этому персонажу, который может вызывать противоречия и сомнения.

⠀⠀⠀Итак, Санин хочет брать от жизни всё. В его монологах чувствуется идея о том, что человек — творец своего счастья. Но в более радикальном виде, в более анархичном плане. Он готов рушить судьбы лишь бы доказать свою правоту, он не понимает силы слов, которые могут разрушить жизни. Например, ситуация с Соловейчиком. Он готов брать всё, не думая о том, хочет ли его другой человек. Например, ситуация с Карсавиной. Он чуть ли не хочет отката к первобытному обществу, когда мораль и государство не связывали людей, когда общество не строили свои устои. Я даже вспоминала про Томаса Гоббса в контексте размышлений Санина о жизни. Можно быть против каких-то ценностей, идей, моральных устоев, но переход к полной анархии, где человек будет полностью свободным, может быть опасен для него самого. И Санин опять же это подтверждает своими действиями — нарушая всё, он лезет к девушкам без их согласия. Законы созданы, чтобы их нарушать — это точно про главного героя. Но, с другой стороны, можно во многом с ним согласиться. Люди боятся менять свои жизни и склонны обвинять кого-то другого в своих проблемах (но тут нельзя этот феномен абсолютизировать! Ситуации бывают разные, и порой не от нас зависит). Например, диалог Санина и Новикова. Первый говорил о том, что люди скорее бороться за конституцию, чем за свою жизнь. Самая правильная мысль Санина, по моему мнению, — это мысль о том, что человек не должен придавать значения тому, с кем женщина/мужчина спят. От этого женщина/мужчина не становятся хуже — ни тело, ни душа. У нас любят обвинять ту или иную сторону и судить человека по тому, с кем он спал. В книге немного иной контекст, но его можно связать и с этой проблематикой.

«Владимир Санин прожил вне семьи. Никто не следил за ним, ничья рука не гнула его, и душа этого человека сложилась свободно и своеобразно, как дерево в поле».

⠀⠀⠀Поднимается тема женщин. Стоит сразу сказать, что тут идёт речь не о правах женщин, а именно о женщине в целом. Тема раскрывается и благодаря главным героиням, и благодаря мужчинам, которые рассуждают о женщинах. Если говорить про главных героинь, то они разнообразны. Их образы раскрывают разных женщин — влюблённая девушка, которая беспамятно верит своему мужчине; скромная девушка, которая думает, что мужчина хочет поиздеваться над ней; свободная девушка, которая внешне такая, а внутри столько ограничений, и поэтому в переломный момент она чуть ли не бросается в воду, и так далее. Больше всего меня привлекла Лида Санина, образ которой достаточно классический и типичный для подобных сеттингов и сюжетов, но при этом в ней была какая-то изюминка, которая всё же привлекала. А её диалог с Волошиным и Зарудиным — просто the best of the best. Ловко, жёстко, умно. История с Лялей — типичная ситуация, которая, к сожалению, распространена среди пар. Женщина/мужчина готовы закрывать глаза на измены, лишь бы остаться и ничего не менять. Я думала, что она сможет что-то изменить, но... Но и это не книга про счастливый конец, так что даже такое развитие вносит краски в сюжет и развитие этого персонажа. Кстати, тут даже можно увидеть проблески некого феминизма (не поддержка, а скорее просто описание): когда Лида размышляет о том, что её лучшие времена уходят на доставление удовольствия для мужчин, а не на себя — «неужели я никогда не увижу другой, лучшей жизни!». Сложно связать феминизм и эту книгу, и скорее данный контекст связан с темой удовольствий, которая явно раскрывается автором. При этом Т. Прокопов говорит, что автор часто уделяет внимание женщинам, при этом выделяет их слабости, которые на самом деле не являются таковыми.

⠀⠀⠀Если говорить про рассуждения мужчин о женщинах, то это просто выбило меня из колеи. Естественно, нельзя полностью приписывать идеи выдуманных героев к авторам. И нужно учитывать художественность. Мне всегда интересно наблюдать за подобными рассуждениями и оценивать людей, которые так говорят. Мерзкие слова говорит Иванов, друг Санина, с которым соглашаются Новиков, фон Дейц. Возьмём, к примеру, Новикова. Он согласился с мыслью о том, что женщина — просто самка... Скромный мужчина, который никак не мог подойти к Лиде и признаться нормально в любви. Нет ничего плохого в скромности. Плохо, когда человек лицемерит и соглашается с теми, кого не понимает. Но, не имея опыта, как можно соглашаться с таким? Соглашаться с тем, что женщина — не человек? Тогда чем лучше эти мужчины, которые так рассуждают? Вспомним мужчину, который изменял своей женщине. И это она — жирная обезьяна? Гадкое рассуждение, которое наводит на массу интересных мыслей, а также побуждает анализировать персонажей.

⠀⠀⠀Мысль Юрия о том, то «история не прощает: что раз сошло со сцены, то назад не придёт», — не совсем верна. Вспомним фашизм, который был чумой первой половины XX в. И что мы видим сейчас? Если тогда сошло со сцены, но периодически мы видим идеи фашизма и в нашем современном обществе.

⠀⠀⠀Интересные размышления о религии (XXIV). Санин считает, что христианство сыграло в жизни печальную роль. Она осудила всякую борьбу, ограничила человека, скрыла «все краски свободного человеческого духа». Вся красота жизни пропала — нет смелости, нет страсти, нет красоты. Достаточно радикальная позиция, даже Ричард Докинз кажется мягче в плане религии. «Я предпочёл бы мировую катастрофу сейчас, чем тусклую и бессмысленную гиблую жизнь ещё на две тысячи лет вперёд».

⠀⠀⠀Образ Новикова у меня вызывал снисхождение. Человек, который не может признаться в любви, человек, который и пару слов связать не может, человек, который склонен скорее осуждать то, чего не понимает. Две ситуации, к примеру: он считает актрис проститутками, а также соглашается с тем, что женщины — не люди, а скорее жирные самки. Он видит только роль матери или роль врача для женщины. Всё, что выходит за границы его понимания, осуждается. Он хочет застрелиться, когда Лида не отвечает на его признание. Слишком невнятный человек, который хочет многого, но не делает что-либо для достижения этого.

⠀⠀⠀Примечательно рассуждение Санина о честном человеке, который считает, что честные люди — скучные. В них нет ничего нового, это как запрограмированные роботы, которые не могут брать от жизни всё. Нет разнообразия — нет удовольствия. Он считает, что человеку несвойственно воздержание. Самые искренние люди — те, кто не скрывает своих вожделений. А вот откровенный мерзавец — естественный, более правильный (видит прекрасную женщину — возьмёт силой или обманом). С одной стороны, есть толика истины в его словах. Но, с другой стороны, «более естественно», когда мужчина берёт женщину силой или обманом — серьёзно? Насколько иронично то, что это рассуждение было в рамках диалога Зарудина, который негативно повлияет на Лиду, сестру Санина.

⠀⠀⠀Получается такой черно-белый мир в книге автора, где есть Санин, который как светоч во тьме, несёт в тёмные массы идеи об удовольствии, наслаждении и смысле жизни. Есть он как белая сторона, и есть остальные персонажи как чёрная сторона. Здесь нет как таковых серых оттенков, все достаточно чётко. Каждый персонаж имеет свою жизненную позицию, которая отличается от позиции Санина. У всех. Например, у Лиды, Новикова, Юрия, Зарудина и так далее. Сначала я сказала, что Санин как светоч, но более точным определением для него будет — как смерч. Он резко ворвался в жизни людей, посеял сомнения в смысле жизни, любви. Снес все на своём пути и поломал жизни людям. Легко жить беззаботным и не быть ответственным за свои слова. Опять же слова — опасное оружие. Умело использовав его, он «уничтожил» неверующих. Карсавина, Лида, Соловейчик, Зарудин, Юрий (хотя тут его влияния меньше, чем в остальных случаях).

⠀⠀⠀Какие плюсы и минусы я могу назвать? Плюсы: развитие персонажей (в частности, Лиды и Санина), интересные темы для размышления и дискуссии (женщины и мужчины, смысл смерти и смысл жизни, роль человека и его принципы, отношения и любовь/ненависть). Минусы: растянутость с излишними деталями, никакого сюжета, использование слов «самка/самец».

Знаешь, смотрю я на тебя и думаю: вот человек, который при случае способен за какую-нибудь конституцию в Российской империи сесть на всю жизнь в Шлиссельбург, лишиться всяких прав, свободы, всего… А казалось бы, что ему конституция?.. А когда речь идет о том, чтобы перевернуть надоевшую собственную жизнь и пойти искать интереса и смысла на сторону, сейчас же у него возникает вопрос: а чем жить, а не пропаду ли я, здоровый и сильный человек, если лишусь своего жалованья, а с ним вместе сливок к утреннему чаю, шелковой рубашки и воротничков?.. Странно, ей-богу!

картинка Caramelia
⠀⠀⠀Книга смогла зацепить меня рассуждениями и поднятыми темами, которые вызывают дискуссию и внутренние размышления. Можно во многом не согласиться, но то, как подаётся, кажется убедительным. Нельзя составить определённо точное мнение и о Санине, потому что он не является ни отрицательным, ни положительным персонажем. Но можно найти аргументы, чтобы доказать иное. В этом я вижу многогранность персонажа и его образа. Он определенно точно привлекает внимание, и это самое главное. Для меня самый большой минус — это то, что автор взял персонажа, вложил в него свои мысли и идеи, и под него создал сюжет, который вообще не цепляет. Его как будто нет. Я не люблю такие книги, потому что я предпочитаю такие, где есть плавная, красивая интеграция. При этом тут такие идеи, как смерть, жизнь, роль человека, роль женщины и мужчины, слабости общества, ограничения, моральные устои, честность, удовольствия. И все они взаимосвязаны в рассуждениях Санина. Следует ли читать эту книгу? Я думаю, что всем следует ознакомиться с этой книгой, потому что тут есть масса классных идей, которые можно взять на вооружение. Но при этом относитесь критически, потому что некоторые из них слишком анархичны.

⠀⠀⠀
⠀⠀⠀
⠀⠀⠀
Спасибо ArinaAnna за совет на Новогоднем флешмобе (2021)!