Больше рецензий

9 января 2021 г. 14:02

99

4 магический морок молодящейся Маргариты

Если бы булгаковская Маргарита начала писать рассказы и параллельно проводить магические ритуалы по омолаживанию, то получилось бы нечто похожее на то, что я прочитал. Александра Окатова — писатель, поэт, автор замечательных ручной работы кукол (сказочных, словно сошедших с карт Таро или старинных картин эпохи Возрождения). В своём сборнике рассказов «Трель Дьявола» она сумела погрузить в водоворот тёмных архаичных страстей, в пучину древней магии, совершаемой так обыденно посреди московских квартир или во время поездки на юг в Крым... и от этого жутко реалистичной.

картинка AntonKopach-Bystryanskiy

Рассказы получились разные по сюжету и по затронутых в них темам, но объединяет их разверстая бездна желания, будь то в рассказе «Семь пар железных башмаков», где героиня возвращается вновь и вновь к любимому в новом обличье, умирая и возрождаясь, пока не сносит семь пар железных башмаков. Или в рассказе «Горгона», где владелица картинной галереи влюбляется в ловеласа-художника и идёт на всё ради страсти. Невероятная страсть к музыке поглощает находящегося на грани безумия музыканта Джузеппе Тартини в рассказе «Трель Дьявола». Он решается продать душу Дьяволу ради написания самой своей лучшей композиции на скрипке. Об этом событии снится яркий и такой невероятно живописно переданный сон героине из будущего, так что сон через специальное компьютерное приложение становится доступен всем... Уж не стал ли Тартини крупнейшим скрипичным виртуозом XVIII века из-за той дьявольской сделки?

«Как сновидец я знаю, что действительность никогда не сможет ни превзойти сна, ни даже соперничать с ним»


Особо меня тронул мрачный рассказ «ДОМ (Сезон песка)», где обычная московская жиличка в одночасье теряет доступ в свою квартиру и по привычке едет в свой старый пятиэтажный дом в районе ВДНХ. Превращение женщины в бомжиху становится таким невероятно кафкианским трипом по психологии героини и по московским подъездам с дворником-узбеком. История заводит в пространство между умершими и живыми, где совершается ритуал омовения песком, а тени умерших мамы и папы приглашают в уютный и давно знакомый милый уголок из памяти, где всё хорошо, заварен чай и ожидает варенье из райских яблочек...
⠀⠀
Проза Окатовой пестрит женскими образами, этими женщинами за 40, которые молодятся, проводят ритуалы по замене тела на более юное, завораживают мужчин и страдают от неразделённой любви, а благодаря прозе автора, мы вместе с ними путешествуем в самые тёмные глубины психологии. В то же время, это истории то погружают в ностальнию по прошлому, то окунают в кровавый ритуал с обезглавленными животными, то ужасают близостью смерти, которая бомжихой смотрит на нас из давно заброшенных розовых кустов... И читая эти рассказы, ты начинаешь подозревать, что вечно молодые звёзды музыки и кино давно продали душу Дьяволу, чтобы очаровывать своей продолжающейся и не увядающей молодостью...

Стиль Окатовой напоминает мне кафкианский морок, повторяющийся и до жути реалистичный, трогает гоголевскими и булгаковскими мотивами, эдакой русской чертовщинкой, подчас жестокостью и гротеском, темой жизни и смерти, любви и дьявола, с их бытовыми и личными проблемами, но в современных обстоятельствах.

Смотря на фотографии автора, всегда такой молодой и яркой на них, с хитринкой и очарованием в глазах, я иногда задаюсь вопросом, а не колдунья ли она, воплощённая Маргарита?