Больше рецензий

7 января 2021 г. 21:43

795

4 Спойлер В падении воспарить к небесам

Что меня нравится в книгах Л.Ю. – это то, что его герои всегда больше, чем их судьба. Легендарный, овеянный больше слухами, чем славой облик в парадной раме им тесен. Автор поет гимн индивидуальности, оставляя колесо истории за бортом (может, там ему и место, пусть служит гребным винтом).
Людям проще всего объяснить, что Наполеон пришел, когда его призвала история, и ушел, когда надобность в нем исчезла. Но это безобразное умозаключение лишает заслуг самого Бонапарта, как будто это не он пылал огнем амбиций и не он морозил нос, кутаясь в медвежью шубу.
Но не о Наполеоне ведет автор речь. И даже герой его, тот человек, который обнимает всю книгу от первой до последней страницы – царь Александр Первый, не главный персонаж.
Первую скрипку играет свобода, а еще точнее – любовь людей к свободе. Филэллины – это все люди на планете, которые сегодня на фоне политических происшествий и катаклизмов размышляют о демократии, о независимости, о суверенности границ.
И что поразительно, самые передовые люди –это авантюристы, головорезы, прохиндеи и мечтатели.
У Л.Ю. все не то, чем кажется. Греки, ради которых по горам лазают в нелепых тюрбанах иные национальности, последние скупердяи. Желание выдрать Грецию из лап захватчиков всего лишь чья-то блажь, глупость и подмена понятий. Павший в бою герой никем не будет оплакан. Его вдова подоткнет юбку, откроет бильярдную, станет торговать выпивкой и преуспеет.
Так ради чего все? Ради чего муки, кровь, пот, ради чего бессонные ночи и клубок неразрешимых сомнений? Все бесплодно, как бесплодно чрево охладевшей к мужчине любовницы.
Нет правды, есть большое зло, есть малое, и когда одно поглощает другое – это благо. Мы рождаемся, мечемся по жизни, а затем умираем. И зачем что-то менять, коль мы в ведьмином кольце?
Тяжело бедному читателю продираться через цинизм. Он жаждет романтического порыва, но автор и кости не бросит. Все чувства осмеяны, все святыни поруганы. "Ербондер те пуп"!
И вот на исходе книги зажигается огонек, ветер распаляет его, и он танцует на дровах. Дрова эти – неверие, боль, страдание (моральное – тоже в топку). И в финале наконец появляется она – надежда. Паруса Тезея не черные, как читатель ждал всю книгу, нет, они кипенно-белые. Жизнь и борьба имеет смысл. Потому как у судьбы две руки, на одной писано будущее как оно задумано, на другой – будущее как оно исполнено.
Автор жонглирует нашими ожиданиями, опрокидывает повествование и возвращает веру в человека, в значимость его поступков. Гибельный греческий огонь оборачивается негасимым огнем, что освещает иконы. Нет предопределения, есть воля, и она может сломить рисунок судьбы. Следовать суевериям – идти путем страха. Единственный способ жить – это всегда делать шаг вперед, даже если знаешь, что под ногами твоими разверзается бездна. Если ты не сходишь с пути, если сердце твое равно самому себе в покое и в бою – твоя жизнь сложится, желания исполнятся и тебе не о чем будет плакать. Когда-нибудь ты сойдешь в могилу, но мир не погаснет, будут, будут петь свои брачные песенки легкомысленные пташки. Мир обновится, и он будет чуточку лучше, чем был до тебя.
В книге россыпь изречений, мудрых мыслей, тонких наблюдений, над которыми хочется думать. "Голубые глаза как у чистых девочек и развратных мальчиков". Узнаваемое чувство сближения с чужой судьбой, весьма неприятного свойства. Последние могут стать первыми, вторые – никогда.
Все эти мысли запускают логические цепочки. Книга уже закончена, а ты продолжаешь бродить по живописным местам, где "под горой с крепостью маленькие человечки нарисованы – кто гуляет, кто козу гонит или с кувшином по воду идет".