Больше рецензий

7 января 2021 г. 14:09

873

5 Спойлер О Барашковой и о Мышкине

Очень соблазнительно написать, что ФМ великий и не нужно унижать это величие мыслями непрофессионального критика; мол, каждый сам прочтет и найдет то, что именно ему нужно.
Вообще, это все так и есть… Но такая позиция, кажется, пример лености и малодушия) Поэтому в эту сторону не пойдем. Я бы хотел остановиться на ЛНМ (разумеется) и на НФБ. Дамы вперед.

Сложная женщина. Потерять мать, отца, сестренку, а потом очутиться в положении… «низком» у пожилого сластолюбца. Я очень долго пытался понять почему она себя считала во всем этом виноватой?
Уверен, что она так именно и считала и не могу принять ту логику, которую Аглая в конце книги озвучила (о тяге к трагедии и пр. и пр.; хотя и Аглаю можно понять с ее мировоззрением); возможно поэтому Мышкин и сокрушался, что НФ и АИ говорили «не о том, не о том».
… так вот – почему она именно себя считала виноватой? Думаю, потому что не нашла в себе силы себя погубить: в пруд не бросилась, т.к. «подла была, души не хватало», в прачки не пошла, гулящей не стала. И, так или иначе, через презрение, через ненависть всю эту ситуацию принимала.
Думаю, она, как и Мари, искала прощения за этот «грех», но если Мари нашла его у детей, то НФБ у князя. Стоит заметить, что ни дети, ни князь никакого греха за этими женщинами при этом не видели. Возможно, я не прав и слишком опрометчиво строю параллели с Мари (хотя с другой стороны, Мышкин сам ведь несколько раз говорит, что где-то видел эти глаза... так мб не «эти», а «такие же»?), но Мари также считала себя виноватой потому что осмелилась домой явиться; и это ее смирение с гневом матери и всей деревни… Просто у НФБ гордости (не гордыни) больше.
Для НФБ оставить Мышкина и быть с Рогожиным это значит пойти на смерть (это ее слова, слова Рогожина, не говоря о князе, который в самом начале перед Ганей эту мысль прямо формулирует). Как можно ее винить за то, что она не могла оставить идею быть «прощенной» и жить дальше с Мышкиным? В этом ключе обвинения Аглаи по сути в том, что НФБ никак не находит в себе силы себя погубить и все тянет с этим. Очень жестоко. И трагично. И жаль женщину..

Князь Мышкин, наверное, один из самых известных бессребреником русской литературы.
В период прочтения (даже второй раз) иногда думалось мне, что это в каком-то смысле «пустой» человек. Т.е. его способность к такой безграничной эмпатии (порой даже неосознанной, как случай с покушением Рогожина или чувствами Аглаи и пр.) вытеснила из него его самого, и он сам заполняется эмоциями окружающих его людей. Хотя так нельзя поставить вопрос, конечно же… Мышкин не «пустой» человек.
Он привязывается искренне и крепко до полного осознанного самопожертвования (он понимал (точнее предчувствовал), что нужно уехать из Павловска и не уехал; причем решил это достаточно быстро). Для ЛН важен сам человек «настоящий» (он ведь говорил НФБ, что «я вас настоящую беру») и он стремится разглядеть в человеке хорошее и понять его; кажется, даже, что такое понимание иногда довлеет над ним до того, что он свою собственную жизнь видит только как способ облегчить страдания другого. Заимствуя сразу несколько идей из книги: Мышкин – непобедимый бедный рыцарь, вооруженный смирением. Так и хочется назвать его безгрешным… Но, думаю, все же нет. Да и вообще понятие «безгрешный» это такое... из разряда «чистая совесть»; чистая совесть – уловка дьявола. Но Мышкин точно не хотел совершать чего-то греховного.
Стоит отметить, в общем, что с ума сошел он в итоге не от этой эмпатии, а от эмоциональных потрясений собственных (не чужих). Он силился хоть как-то помочь дорогим для него людям и переживал слишком сильно за них, у него у самого «душа не выдержала». Не знаю даже урок это, или не урок. Вроде ЛН понимал всех, а его, выходит, никто не понимал. О нем никто не заботился. Свои интересы все ставили превыше его. Никто не мог помыслить и задаться вопросом: «А что же с Мышкиным произойдет от всего этого «понимания»?». Как-то все были зашорены собственными эмоциями: Рогожин со своей больной страстью, Аглая со своим «сердцем», генерал Епанчин с расчетами, про Ипполита я и не говорю... Барашкова только, пока была в уме, сама «губить» князя не хотела; а в дальнейших поступках уже обезумевшую винить нельзя.
Я встречал мнение, будто Мышкин погубил жизни всех героев книги. У меня диаметрально противоположное – это они сами погубили Мышкина.