Больше рецензий

31 июля 2012 г. 01:25

54

5

"Тусклым маяком" озаглавлю я свою первую рецензию на этом сайте. дебютировать - так Платоновым!

читал только Котлован, а по сему о нём и буду говорить.

мне (ну вот лично мне) произведение НЕ показалось скомканным или размытым, как тут однажды было писано, а как раз наоборот - читал, и было ощущение, что смотрю на действие, разворачивающееся под хорошо протертым увеличительным стеклом. песчинки - и те - сухие и каждую можно различить. я это к тому, про песчинки, что не пришлось мне пробираться вот через те самые стилистические и лингвистические (и какие там ещё ?! ) дебри, которыми тут все стращают. Платонов, дублирую, мне напомнил Кафку. такого вот советского Кафку. точные, просто до осязания, рисунки при небольших описаниях окружающей среды, не перегруженные диалоги, но понимаешь, что и не нужен здесь никакой перегруз. умы так мыслили, и люди в моей голове проходили то, как люди, а то, как животные. взять того же Чиклина. сила есть - дальше знаете. как чует, что кто против идеологии мысль строит - так и в морду. не силен я в истории, но, читая эту повесть, я таки почувствовал, насколько точно Платонов сумел всё воссоздать в своих героях и передать это ощущение полнейшего зомбирования нам - будущим читателям. издавать такое в то время было бы просто самоубийством. и понятное дело, почему так долго "Котлован" находился в подпольных спецхранах, или как бы их ещё обозвать..

почему "тусклый маяк"? потому что, во-первых, это сам Андрей Платонович Климентов, а во-вторых, потому что маяк является ориентиром кораблей, но чем гуще туман, тем хуже этот маяк виден. и вот, мне кажется, мы должны быть счастливы, что живем в такое время, когда проблемы почти те же, но маяки стали наконец пробивать своими свето-лезвиями доооолгий и сырой туман. теперь мы можем пойти в книжный, купить эту маленькую историю о большом государстве, и, никого не опасаясь, пресвободно читать себе, да кушать хлебушек. а читать мы будем о том, что пытались некие пролетарии построить светлое будущее в виде одного бааальшооого такого дома, куда вошли бы рабочие и бедные, но никак небуржуи, естественно. и кто-то, как Вощев, скажем, всю повесть ищет-поищет себе смысл жизни, да ни в чем не видит, ближе к концу уже вбегая в общество колхозников со словами "я теперь как и вы, я тоже никто!", а кто-то и не задумывается над тем, чтобы задуматься, что ли.. каламбур. да, очень жаль было беднягу Прушевского. единственный человек, которого мне было жаль немного по другим причинам. а так, конечно, жаль очень и всех. продолжим: инвалид Жачев вместе с ногами, судя по всему, уже успел потерять и веру в Человека, по ходу действия просто пользуется своей инвалидностью, выбивая из зажиточных первосортные харчи, Сафронов - это вообще, как мне кажется, собирательный образ всех насаженных на нужный крючек (ну, мы-то с вами знаем, о чём речь). слепой, однобокий, механический. казалось бы, что вся надежда на девочку Настеньку, которая олицетворяет, опять дублирую, светлое будущее, которое, якобы, свалится на Россию с постройкой коммунизма вместительного ну очень здания. но, читая её диалоги, видя как уже с детства в ней не то что бы зарождается, нет, уже укоренилась желчнейшая идеология, становится понятно, что светлого будущего ждать-то уже и неоткуда.

Платонов молодец, что написал эту повесть. он знал, что её прочтет небольшое количество людей, но мне кажется, что он из тех писателей, которые писали для будущего. и один из рецензентов кричал, мол, "ЧТО это вообще такое?? почему дети должны читать это в школе?" ну, не знаю, а зачем тогда в школу ходить? зачем изучать историю родного края, историю войн, причины этих самых масштабных из мирских бесполезностей? читайте "Котлован", смотрите, что с человеком творилось, как были промыты мозги, какой туман стоял в этом болоте, а маяк из последних сил пытался вам светить. читайте и не допустите больше.

в заключение какие-то случайные цитаты:

Он жил и глядел глазами лишь оттого, что имел
документы середняка, и его сердце билось по закону.


- Туши лампаду,-- сказал Чиклин.-- Над ним огонь горит, а
он глаза зажмурил -- вот где никакой скупости на революцию.


- Трудись и трудись,
а когда дотрудишься до конца, когда узнаешь все, то уморишься и
помрешь. Не расти, девочка, затоскуешь.
Настя осталась недовольна.
-- Умирать должны одни кулаки, а ты -- дурак.


- Мама, а отчего ты умираешь -- оттого, что буржуйка или
от смерти?