Больше рецензий

29 декабря 2020 г. 16:27

623

4.5 Спойлер Погибшая душа

Этот человек сошёл с ума, потому что не выдержал... настоящий идиот!

Да, слово, употреблённое в заголовке к одному из самых известных и противоречивых романов Фёдора Михайловича Достоевского не раз вылетало из уст персонажей сей истории... даже сам "носитель" этого "диагноза" не грешил называть себя таким образом.

Князь Лев Николаевич Мышкин приезжает в Россию спустя несколько лет лечения в Швейцарии. Герой живёт с "падучей" болезнью, а за границей он лечился (правда, вернулся не совсем здоровый, как признаётся сам князь). За один день в Петербурге герой знакомится с большой частью личностей, которые позднее сыграют немалую роль в его судьбе, да и станут основой канвы романа. После множества интриг, преступлений и скандалов, а, в конечном итоге, ещё и смерти, князь окончательно сходит с ума и возвращается в Швейцарию с идиотией...

Здесь мы видим историю одного человека, который верил в красоту человеческой души, который видел прелесть и свет в каждом человеке. Князь Мышкин - воплощение невинности, наивности и некоторой душевной слабости (что и воплощено в "падучей" болезни, на мой взгляд, хоть Достоевский и пишет о ней как о благословении, это можно найти в строках романа). Герой проживает всю грязь этого мира в виде припадков, подобным катарсису, но в итоге ломается. Он влюбляется в одну женщину, Аглаю Епанчину, и проникается жалостливой любовью к другой, Настасье Филипповне, и в итоге не может сделать выбора, - в итоге героини решают всё сами. Парадоксально, но они тоже его любят, по-своему и странно, но любят. Одна его жалеет и видит в нём "глупость" и наивность, и самое забавное, что князь подобным образом относится ко второй, считая её сумасшедшей... и после её убийства он пропадает, окончательно "теряет себя".

Герой, который верил, что "красота спасёт мир" и восхищался каждым человеком, стараясь увидеть добродетели в каждом. Кто-то к нему питает отвращение, кто-то - искреннее сочувствие и жалость. Достоевский хотел создать образ мессии своего времени и показал распятие на фоне интриг, лицемерия, убийств и прочей грязи. Лев Николаевич считал, что человека убивать за убийство бесчеловечно, и как брат отнёсся к своему "напарнику" по любви к "сумасшедшей", Парфёну Рогожину, увидев произошедшее. Однако, он не выдержал и погиб. Они оба убили Настасью Филипповну своей разноплановой любовью. А после конвульсий погибающей красоты испустил дух и свет души Мышкина. Не зря же у князя такая фамилия: она отражает такие черты как невинность, красоту, неприметность в каком-то роде и... хрупкость.

Несмотря на то что задача героя была такой великой, такой одухотворяющей, другие герои оказались недостаточно сильными, чтобы принять этот свет, и затоптали его. Князь ушёл в мир иллюзий, потому что не смог выдержать всего этого хаоса.

Интересно, что роман написан в стиле пьесы и все действия происходят подолгу в одном месте, а части произведения разделены, словно акты. Здесь очень много диалогов, автор от своего имени лишь уточняет некоторые детали и вводит небольшие описания.

"Идиот" вызвал во мне противоречивые чувства. Что двигало князем? Действительно он был идиотом или всё же достаточно расчётливым молодым человеком, прикрывавшимся под видом дурачка (как говорили некоторые персонажи)? На мой взгляд, князь не был совершенным глупцом, и в то же время ему недоставало заземлённости, в нём была некоторая эфемерность, отвергавшая земную реальность и отражавшаяся в припадках. Наш герой - человек высоко духовный, с большой моралью, но несколько заблудившийся в своей собственной морали. Он не смог сделать чёткого выбора, но всё время старался сделать так, чтобы всем было хорошо. И пострадавшие всё равно были. Этот герой вызывает симпатию, и вместе с тем в нём можно увидеть некоторую бесхребетность. Все происходившие с князем события словно оглушали его вновь и вновь, и в итоге он не выдержал и пропал с идиотией.

С другой стороны, князя можно воспринять как посла любви, и тогда тут мы замечаем, что многие люди отказались воспринимать это чувство, их сердца оказались закрытыми... мир не был готов к мессии, вот и лишился своего спасителя.

Герой действительно был "вне этого мира", при этом находясь в нём (а ведь есть одно из древних значений слова "идиот", согласно которому этот термин относится к человеку, который не участвует ни в каких конфликтах), и разносил свет. Кто-то его свет воспринял, как Лизавета Прокофьевна: хоть и была вспыльчивой барышней, однако был у неё в душе ребёнок, который услышал послание о любви и красоте. "И всё это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, всё это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия...", - эти слова произносит генеральша в заключительной части романа. Честно, для меня это завершение загадочное, а вместе с тем, и ключевое, потому что сам Лев Николаевич в начале романа рассказывал и об ужасных казнях во Франции, и о добрых детях в Швейцарии... Нет, Европа не фантазия, это другой мир, просто Лизавете Прокофьевне недоставало душевности и искренности, которую она увидела в князе, таком же большом ребёнке с большим и бескорыстным сердцем.

Я рекомендую этот роман к прочтению любому человеку, потому что в нём отражаются взгляды Фёдора Михайловича Достоевского на многие реалии того времени, а также его человеческая позиция. Этот роман даёт почву к размышлению и помогает найти в глубине души ответ на вопрос, какая "красота спасёт мир".

Комментарии


Достоевский хотел создать образ мессии своего времени и показал распятие на фоне интриг, лицемерия, убийств и прочей грязи.
Интересно вы подметили.
У Лермонтова - герой нашего времени, а у Достоевского - мессия... безвременья.
И славно вы про то, что и князь и Рогожин убили Н.Ф.
Словно бы она была их душой.
А после смерти души... жизнь невозможна.
Приключения Дон Кихота на русской земле...

Спасибо за чудесную рецензию)


Очень интересные мысли, особенно, про душу... есть над чем подумать.
Благодарю, и Вам на благо :)