Больше рецензий

26 декабря 2020 г. 14:13

2K

4 Моя субъективная оценка

Объем книги 1353 тысяч знаков. Оценка книги по семибальной шкале 5.0 из 7.0

Внешний мир - 5 из 7 (Описание окружающей обстановки, логичность повествования, атмосферность).
Первая часть книги описывает период заключения отца Арсения в лагере особого режима. Внимание автора уделено описанию лагерного быта и настроению заключенных. Их озлобленность и недоверчивость. Здесь люди не живут, а выживают. Взаимоотношения построены на сиюминутной выгоде. Все максимально приближено к животному миру, если ты ослаб и ничего не можешь дать окружающим, то не жди помощи от других, так как лишняя обуза никому не нужна. На этом фоне сильно выделяется отец Арсений с его бескорыстной помощью любому нуждающемуся. Его стремление помочь ближнему основано не на выгоде или желании таким образом приспособиться к окружающим, а на внутренней целостности личности, на вере в Бога. Далее книга не имеет четкой хронологии событий. Она содержит воспоминания из жизни духовных чад отца Арсения. Есть некое условное разделение на путь к вере, испытания веры и встречи с отцом Арсением.

Внутренний мир - 5 из 7 (Раскрытие персонажей, передача эмоций, сопереживание героям).
Главный персонаж книги - отец Арсений, представлен читателю как живой, искренне любящий, готовый на самопожертвование ради веры во все доброе на этой земле. Он не ищет внешних причин и внутренних оправданий сложившейся ситуации. Он объективно принимает тот крест, что выпал на его долю. Отец Арсений является ярким примером всему священству, пастырству и духовенству. Его жизненный путь, высказываемые убеждения, совершаемые поступки вызывают доверие. Хочется прислушаться к его словам, представить себя на его месте и попробовать честно оценить свои силы. Остальные персонажи сбиваются в общую массу. Обращаешь внимание на их судьбу, но не видишь перед собой каких-то особых черт личности.

Впечатление - 6 из 7 (От книги после ее прочтения. Как положительное, так и отрицательное).
Особое впечатление на меня произвела угнетающая атмосфера периода нашей истории, описанного в книге. Очень хорошо переданы переживания христианского типа личности за каждого отдельного человека при политической доктрине, признающей приоритет общественного блага над личным. Эмоциональный порыв угасает после прочтения первой половины книги. Вторая часть больше резонирует с эмоциями и переживаниями читателя женского пола.

Объективность - 4 из 7 (Отсутствие навязчивой или не обоснованной авторской позиции).
Книга рассчитана на людей с христианским мировоззрением. Автор не пытается вступит в диалог с читателем критически настроенным к вере в Бога. Чудо - главный аргумент всей книги. Также отражен объективный факт существование людей сохранивших свою веру в Бога, любовь и сострадание к ближним в нечеловеческих условиях. Я думаю, обезьяны посчитали бы чудом присутствие такой особи в своей группе.

Согласие с замыслом - 6 из 7 (Степень согласия с авторской позицией).
Описанные вероучительные моменты в книге соответствуют моим представлениям о Православии. Также я согласен с такой позицией в книге:

Прожил он два дня, исповедовался и сам исповедовал о. Арсения. Много говорил о судьбах Русской Церкви в настоящее время, о том, что важно сейчас для верующего, и, смотря на обилие книг в комнате, сказал: «Только Евангелие, Библия и Творения Святых Отцов нужны верующему, а остальное не стоит внимания».
Отец Арсений, помолчав несколько мгновений, ответил: «Вы правы, Владыка, главное в этих священных книгах, но человек бурно развивающегося века резко отличается от верующего IV века. Горизонт знаний необычайно раздвинулся, понятия стали иными, наука раскрыла много неизвестного, обилие знаний внесло массу противоречий. Современный иерей и верующий должны много знать для того, чтобы разобраться в окружающем. Теория относительности, современное состояние воинствующего атеизма, знания по биологии, медицине, а тем более современная философская наука должны быть известны ему. К иерею приходят: студент, врач, ученый-физик, рабочий, и часто каждому из них надо ответить, ответить так, чтобы Бог, вера не звучали анахронизмом или полуответом».

Вера в Бога, основанная только на чуде, очень слабый фундамент. Если мы конечно не считаем себя лучше Иуды или Петра, но я думаю человек с такой позицией очень скоро услышит крик питуха. Хорошо если в этот момент рядом окажется "отец Арсений", а не веревка и десять серебренников в кармане.
В книге меня настораживает некоторый сдвиг к мистической личности отца Арсения. И хоть это исходит не от него самого, а со стороны духовных чад, в современном обществе это может вызвать излишнее стремление поиска новых прозорливцев и лжепрозорливцев. Также, по моему мнению, очень сильно отдается значимости мнению отца Арсения при принятие решений по бытовым и житейским вопросам. Все таки, главная задача священнослужителя - это духовное состояние человека, а не решение его бытовых проблем.

Вероятность перепрочтения - 4 из 7 (Рекомендация для личной библиотеки).
Первую часть книги будет полезно перечитать в моменты своей жизни, когда тебе кажется, что сложившиеся обстоятельства не позволяют идти дальше, не поступившись своими принципами и убеждениями. На ее фоне можно будет решить для себя: все, что ты делал раньше лишь самообман и конформизм или твои убеждения являются тем клеем, что обеспечивает целостность твоей личности.

Отношение к автору - 5 из 7 (Желание еще прочитать книгу этого же автора).
Я не сильно обращал внимание на стиль написания данной книги, иногда автор представлял читателю оригинальный текс или близкий к оригиналу, который исходил от лица рассказчика. Стремление автора оспорить доводы некоторых скептиков, что отец Арсений является собирательным образом несколько смещает акцент от веры в Бога на личность самого отца Арсения. Для меня не является существенным то, что в книге представлен реальный персонаж или собирательный образ, а для изначально категорически настроенного читателя это все равно ничего не изменит.

Вывод.
Эта книга в первую очередь будет интересна православному читателю в период неофитства. С одной стороны она показывает ту силу, что дает настоящая вера в Бога, а с другой стороны открывает горизонт испытаний предстоящих искренне верующему христианину. Если ты решил для себя и принял "талант" в свои руки, то будь готов, что его преумножение основано не на финансовых махинациях, лежа дома на диване, а на основательном и трезво выверенном труде над собой.