Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 декабря 2020 г. 12:46

748

3 «Нет, так быть не может, я ни за что не поверю…» (И. Резник)

«В жизни нет ничего невозможного – только маловероятное…» - говорит один из философствующих героев М. Бюсси, и я с ним согласна. Когда очень хочется, чтобы что-то страстно желаемое призошло, ты готов верить в любые предсказания и в неслучайность стечения обстоятельств – проверено на себе. Но и без того магия совпадений такова, что от нее ждешь намного больше, чем она обещает на самом деле.

М. Бюсси, как мне показалось, старался очень запутать свой роман и явно перемудрил, до краев наполнив его всем, что сегодня покупается на литературном рынке: мистикой, детективом, любовью, трагедией, стихийным бедствием, разлукой, марьячи и, конечно же, Барселоной. Как кажется, от него даже Кастанедой слегка попахивало. Его героиня Натали - вся во власти неслучайных случайностей или, как пытается убедить читателей автор, случайных неслучайностей. Она-то – да, но читатель вроде меня - нет, и на протяжении всего чтения во мне крепло стойкое ощущение искусственности сюжета. Он казался конъюнктурно сконструированным, а вовсе не развивающимся ни по законам реальности, ни даже по законам литературы, в результате чего происходящее воспринималось как нечто вроде компьютерной графики вместо ожидаемого французского кино. Ко всему этому можно было отнестись только как к развлекательной литературе, и уж совсем не как к серьезной любовной драме, тем более, что и любовные сцены отдавали пошловатой вычурностью.

картинка winpoo

На первых страницах еще только слегка не верится в страстную любовь Натали и Илиана, которую более чем усердно внушает автор. Если честно, я не увидела серьезных препятствий, почему бы им не быть вместе, если все происходило именно так, как придумал М. Бюсси. Значит, не так-то и нужны были они друг другу, если могли годами оставаться врозь. Сомнения усиливались и от странного поведения обоих: Илиан, лелея свои комплексы, вроде бы заявляет, что не хочет влюбляться, но охотно поддается напору Натали; она же, не собираясь уходить от мужа, буквально преследует Ила своей любовью и всякий раз инициирует запретные встречи. Жить так, как она живет, как-то не по-человечески, и из-за этого ощущение неправдоподобности нарастает. В ряде эпизодов Натали становится просто антипатичной из-за своего неприкрытого эгоизма, и остается только гадать, как и почему все это выносит ее семья. Скептическое чувство крепнет и при многократном повторении дизайна совпадений (рейс вместе с музыкальной группой, шатающиеся ножки столов, возвращающийся камень, исчезающие документы и пр.), якобы точно рассчитанных Улиссом. Не верится ни в мистику инуитского камня, ни в «договор» героев, ни в благочестивую святость Оливье, ни в смысловую возможность осуществления подобной мистификации. В конце уже остается только смеяться в голос, потому что финал абсолютно надуманный. Пожалуй, единственное, во что здесь можно поверить бесповоротно и сразу, это в мошенничество Улисса с песнями Ила: вот это вполне похоже на правду жизни, а все остальное – сентиментальная чепуха.

Так что если поначалу сюжет еще и выглядит многообещающим, то очень быстро сдувается, как дырявый воздушный шарик, и в руках у тебя остается только резиновая тряпочка.