Больше рецензий

5 декабря 2020 г. 11:29

881

0 Не губите роман!

Конец пути. Есть ещё конечно "Просто Маса", но это уже другой виток истории. К нему можно подступиться в любой момент. Потому что у Масы без Фандорина уже совсем другая жизнь.
Но где-то в глубине души я чувствую, что для меня Фандориада закончилась в "Весь мир театр". Тут я даже оценку поставить затрудняюсь.
Автор может заставить страдать героя и читателя ещё сильнее.
Однако, о хорошем. Сохранён язык, прекрасный и яркий. К плюсам даже можно отнести то, с каким пылом и жаром вещает автор про революцию. Насколько это нравится ему - одно, насколько читателям - другое. Но автору комфортно в собственном материале и это тоже хорошо.
Другое дело, что я, как читатель, считаю с одной стороны, что можно было всю эту революционную патетику вложить в какого-нибудь другого героя, в другой истории. С другой стороны разве мог Эраст Петрович просто не прореагировать на такие изменения? Понимаю, что быть ни за кого на самом деле не получилось бы, но скорее была бы рада гордой, умирающей в своём величии аристократии, чем вот всему происходящему.
Опять же к плюсам - так или иначе было приятно ловить отсылки к другим книгам цикла (опустив Романова, но об этом дальше). Конечно есть что-то, что не укладывается в мировоззрение и кажется нелогичным, я вообще не уверена, что та личная жизнь Э.П., которую нам тут устроили, это то, чего хотела бы я (да и большинство читателей). Как и странная, вообще не пришей кобыле хвост личная жизнь Масы. Вот знали мы о ней эпизодически так и рада была бы я знать дальше, чем вот эти скупые эпизоды, мало походящие на нормальные отношения, которые можно предъявить как достойный финал. Текст ради текста? Фансервис, который таковым не является?
А самое обидное, что чем дальше, тем больше Фандорин в личной жизни выживает из ума. Есть определённая его планка реакции на отношения, к которой ты привык за всё время. А есть это. Как бы мне не хотелось видеть счастливым гения в личной жизни, такая реализация оного мне даром была не нужна.
И главное с кем? Вот вы хоть на минуту поверили этому "чувству"? Я - нет. Наверное ещё ни одна женщина так пагубно не влияла на вменяемость героя. Грешным делом и вспомнишь Элизу-Клару. Там он хоть со временем протрезвел. А тут...не создан этот герой для семейной идиллии. Не задумывал его автор таким. А если и задумывал, то надо было делать раньше. Множество прекрасных дам выглядели бы на этом месте достойно. Нет бы порадоваться, а я не верила и мысленно возвращалась к главным женщинам в жизни Фандорина.
Ладно, хватит грязное бельё ворошить. Больше всего меня волнует слитый финал. Так огорчалась я только из-за смерти Атоса в "Виконте". Не понимаю я, когда герой, который был героем всё время, уходит слишком обычно. Да ещё и глупо. Наверное это особое искусство, дать герою умереть так, как он жил, не перегнув при этом палку в пафосе или скатившись в банальность в рамках характера.
И наверное самое болезненное - мало. Чертовски мало для героя места. Мы читаем ради Фандорина. Отсутствие детектива как такового можно ещё простить, а вот отсутствие героя в нём - нет. Зачем мне персонаж из абсолютно левого цикла? Я была просто непримирима с типом вроде Романова. Сума перемётная, а не герой. И не харизматик для меня. Зачем он занимает столько места? Чтобы показать позицию автора в политике и не запачкать Фандорина. Спасибо, но нет.
Да, есть что почерпнуть и припомнить со школьного курса, пойти дальше за расширением, но читать про смену власти всю книгу - удовольствие с привкусом каторги и пыток.
Как итог я смогла разграничить для себя Фандориаду на "до" и "после". Есть черта, которую повторно лучше не переступать.
И всё же это большое счастье, что у нас есть свой прекрасный, гениальный сыщик, которым можно гордиться и любить.
За него вот автору поклон.

Комментарии


Отличный отзыв!
Акунин Фандорина, конечно, слил.


Благодарю!
Для меня такой финал это как "Он вышел из дома, на него упал кирпич. Вы что, не верите?".


))) похоже!)