Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

19 ноября 2020 г. 21:10

610

4.5 Артефакт трагедии

Сколько нужно времени, чтобы осознать произошедшее? Сколько нужно часов, дней, недель, месяцев, чтобы понять – это действительно случилось с тобой. На самом деле. Правда-правда. Именно с тобой.
Уже случилось.

Говорят, отрицание всего лишь защитный механизм человеческой психики. Масштабы трагедии или радости таковы, что попросту угрожают разрушить хрупкий баланс нашего сознания и мы не можем поверить в случившееся до последнего. Даже когда все факты говорят об обратном, мы выискиваем в окружающем мире за что можно зацепиться. Что будет дарить надежду или напоминать, поддерживать или подтверждать. Некий артефакт события, вместивший в себя сразу всё. Боль, отчаянье, безысходность, надежду, смирение и …. Что еще? То, у чего, возможно, нет названия.

Монументальный роман Донны Тартт о картине как некоем артефакте трагедии, разрушившей жизнь самого обычного тринадцатилетнего мальчика.

На самом деле, Тео Декер и сам не знает толком почему он взял эту картину с собой. Что им двигало в первые минуты трагедии? Почему он не расставался с ней потом ни на день? Почему после смерти матери, после того, как его жизнь сделает еще ни один крутой поворот и кульбит, он будет привязан к ней всеми фибрами души? В чем сверхценность этого простого сюжета… маленький щегол на жердочке, тонкая цепочка, белая стена…

Вряд ли можно описать сюжет такого грандиозного романа, как «Щегол». Пожалуй, это тоже самое, что пытаться уложить в один абзац «Сагу о Форсайтах». Этот роман невозможно читать ради сюжета. Ну, в самом деле, посмотрите на эти 900 стр. и подумайте – какой у вас будет мотив? Вот эта вот завязка, что я описала, которая другими словами пересказывает официальную аннотацию? Вряд ли. Лично у меня был другой мотив – это же Донна Тартт!!! Это же знаменитый «Щегол»!!! Примерно так рассуждала я, найдя увесистый том в отделе некондиции александрийского Читай-города. Боже мой, да какая разница какая там завязка…. Это не книга, это Легенда.

Я читала этот роман долго-долго…. И собиралась написать эту рецензию ещё дольше. Я всё никак не могла подобрать нужных слов. Меня распирало и раздирало от полноты чувств и силы эмоций, я онемела в хорошем смысле слова… И вот только сейчас, в ноябре, спустя почти полгода после прочтения, я могу вернуться к ней… Со своей колокольни, я могу сказать, что эту книгу стоит читать хотя бы ради того, чтобы чувствовать. Если вы разучились это делать, если вы заморозили и задвинули свои чувства в дальний чулан сознания, если вам трудно пережить утрату, если вы соскучились по долгому путешествию в компании качественной литературы – эта книга создана для вас.

«Источник великой печали, которую я только-только начинаю осознавать: нам не дано выбирать себе сердца. Мы не можем заставить себя хотеть того, что хорошо для нас, или того, что хорошо для других. Мы не выбираем того, какие мы.
Потому что разве не вдалбливают в нас постоянно, с самого детства, непреложную культурологическую банальность?.. Начиная с Уильяма Блейка и заканчивая леди Гагой, от Руссо до Руми, «Тоски», «Мистера Роджерса» — одна и та же до странного неизменная сентенция, с которой согласен стар и млад: что делать, если сомневаешься? Как понять, что для тебя правильно? И любой психотерапевт, любой специалист по профориентации, любая диснеевская принцесса знает на это ответ: «Будь собой». «Следуй зову сердца».
Только вот, пожалуйста, пожалуйста, разъясните-ка мне вот что. А что, если у тебя такое сердце, которому нельзя доверять?..»

Это рецензия из моего жж

Понятно
Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее
Регистрация по электронной почте
Пароль будет создан автоматически и отправлен вам на почту, или ввести пароль самостоятельно
Регистрация через соц. сеть
После регистрации Вам будут доступны:
Персональные рекомендации
Скидки на книги в магазинах
Что читают ваши друзья
История чтения и личные коллекции