Больше рецензий

19 ноября 2020 г. 11:14

777

3

Наконец-то добралась до книги, надеясь получить расширенную версию событий из фильма, ведь должно быть больше психологии и истории. Прочитала. Вынесла для себя, что проблема биологические родители/ребёнок/приёмные родители для меня слишком неразрешимый конфликт, чтобы о нём читать и смотреть. Во-первых, потому что мне всегда будет жаль в этой цепочке самое слабое звено - ребёнка. Во-вторых, автор наверняка поставит тебя в условия, когда нет правых и виноватых в чистом виде, у всех есть свои мотивы и причины. А читать о конфликте, который заставляет тебя страдать таким выбором зачем?
На примере этой книги я поняла, что мне такой конфликт не нужен, он забирает слишком много сил у тебя и вообще для автора это очень высокая планка.
Вот здесь и была одна из самых больших проблем в книге. Помимо не самого сильного, красивого языка. Автор заявил проблему, старательно и долго накручивал её эмоциональную составляющую, начиная с конца второй части. Всю третью тебя мотало за героями психологически и по локациям, за их неопределённым моральным выбором. А потом кажется, что автор сам от этого устал, исписался, не знал куда вести и как показать сближение Грейс с Ханной. Всё просто в одночасье обрывается и мы видим как ребёнок, который только что захлебывался до синюшной истерики, без видимых внешних обстоятельств и усилий со стороны матери принимает её. А дальше мы просто выходим на эпилог, чувствительный, сильный, тут спору нет.
Конечно, взрослая литература не должна давать готовых ответов, правильных и однозначных выводов, но свою позицию автор должен довести до конца. Это я как читатель могу с ним согласиться или нет.
О том, кто имеет на девочку больше прав можно спорить бесконечно. Автор расставляет на доске фигуры очень умно, у каждого свои мотивы и правда. Невозможно поставить однозначное клеймо кто здесь настоящая семья.
Но надо всё же поговорить об этих взрослых.
Изабель и Том изначально казались мне скороспелой парой с разным темпераментом, поэтому было даже удивительно, что они не сошли с дистанции после стольких испытаний. Хотя в их ситуации семья или распадается или продолжает жить. Они, видимо, из последних. Но я сразу начала подозревать, что всё это не обойдётся без последствий. Женщина в таком положении и без посторонней помощи рано или поздно должна была претерпеть изменения. Чудо, что она в таких муках вообще выжила в одиночестве на этом маяке.
Я полагаю, что автор изначально задумывал эту разницу между двумя женщинами, одна с каким-то безусловным материнским инстинктом, не имея детей, другая с сомнительным, даже родив ребёнка.
Том Шербрун. Патологически честный тип. Можно осуждать, потому что всё закрутилось благодаря его самодеятельности. Тоже, к слову, сомнительной и жестокой. Стоило ли врать до конца? Возможно. Стоило ли до последнего вгрызаться в свою позицию по делу? Возможно. Но там тоже при его въевшейся честности был бы обман. Но он видимо считал это героической ложью во спасение. У него была своя правда и её отрицать полностью невозможно. И меня действительно эмоционально штормило от переживаний за него.
И в том что сделали Том и Изабель была своя правда. И автор к этому в очередной раз подвёл и ты не можешь этот бесспорный аргумент отрицать. Как скоро получила бы мать назад своего ребёнка, если бы они дали о нём знать? Вот вообще неизвестно и не факт. Даже не смотря на определённую известность семьи.
Ханна и Фрэнк Ренфильды. Тоже необычное семейство, но таковое за счёт Ханны и её родни. Про Фрэнка мы узнаём не так много и, к сожалению, быстро теряем его без возможности узнать лучше. Кто бы что не говорил, а всеобщая любовь, некоторая избалованность наложили на Ханну свой отпечаток. Она привыкла получать своё любой ценой. Даже замуж за Фрэнка она вышла поперёк отцовской воли и героически жила в непривычных условиях. Но поскольку характер молодой Ханны нам раскрыт неважно, мы знаем о том периоде её жизни не больше, чем о Фрэнке.
Но у меня сложилось стойкое впечатление, что для этой женщины долгое время подсознательно нет ничего важнее себя и своих желаний. И в жалости к себе она тоже несколько эгоистична. В отличие от Изабель, которую никто не сделал бы счастливой, Ханна вполне могла обрести счастье в новой семье. Не собиралась же она всю жизнь сидеть и жалеть себя, оплакивать мужа и дочь, будучи довольно молодой и способной к деторождению женщиной? И она вполне могла себе это позволить, но предпочла сидеть, жалеть себя, накручивать трагедию год от года, изводить ею себя и окружающих.
Другое дело, что я не особенно поверила в её материнские инстинкты, возможно, намеренно искажённые автором для контраста с Изабель, у которой они действительно выглядят почти врождёнными (тоже перекос, но раз автору комфортно...). Она не выглядит в этой истории, как мать. Она ведёт себя как подросток, как ребёнок, который просто кричит тебе о том, что хочет получить своё любой ценой назад, готов растоптать всех и каждого и даже наступить им на горло. Она словно не понимает, что трагическое стечение обстоятельств было не только у неё. Продолжает топать ногами и кричать, заглушая плач собственного ребёнка, которому на данный момент с ней плохо. И нужно что-то делать. Иметь терпение, менять себя. Но в представленных ситуациях этого не происходит. Порой она ведёт себя так, что я уже начинала сомневаться нужен ли ей ребёнок. Да и она сама признавалась себе, что девочка - не её Грейс, не та, которую она ожидала увидеть в своих мечтах. Но с упорством продолжает вырывать с корнем из сердца дочери её бесспорную часть жизни с Томом и Изабель. Отказывает ей в праве жить этими воспоминаниями, хотя у ребёнка других и нет пока в силу нежного возраста. В общем, совершает множество глупых и страшных ошибок, которые сейчас конечно учат не совершать с детьми, но в большинстве своём ты просто чувствуешь что так с детьми не поступают. Но делаем скидку на время, когда к детям в принципе относились иначе. Но мы действительно почти не видим как хоть что-то меняется в их отношениях, я вновь возвращаюсь к мысли, что автор просто не знает как это сделать. Для меня конфликт не доведён до разрешения. Ведь его решение не только в том, с кем ребёнок останется, но и в том, как пройдёт принятие друг друга, потому что я подумываю о том, что даже возвращение к Изабель имело бы для Люси-Грейс последствия в виде изменившихся отношений. Конечно не так контрастно как с Ханной, но всё же травма была и последствия были бы.
Но если заканчивать эту спорную, как и сама книга, рецензию, то хочется сделать это цитатой, которая произвела на меня наибольшее впечатление и в книге, и в фильме:

Четырнадцатилетняя Изабель пыталась найти в словарях слово, которым описывают горе родителей, потерявших детей. Ей стало известно, что жену, у которой умирает муж, называют особым словом "вдова", и точно так же мужа в случае потери жены называют "вдовцом". Но для родителей, переживших детей, никакого особого слова не существовало. Они продолжают оставаться родителями, даже если их сына или дочери больше не было в живых.

16 тур Книжного путешествия, ход 7.