Больше рецензий

14 ноября 2020 г. 13:45

231

5 Великолепно!

Элизабет Уилсон "Богема. Великолепные изгои." Нон-фикшн от Нового литературного обозрения.

Будет очень-очень много слов. Потому что это произведение действительно пробудило меня к жизни. Подняло интересующие меня темы.


Очень рада, что в моих руках оказалась эта прекрасная книга. Издание шикарное: качественный переплёт и бумага, великолепная Жорж Санд кисти Шарпонтье на обложке. Но опечатки есть. А ещё эта чудесная монография издана в серии Библиотека журнала "Теория Моды". Видимо, потому вместо интереснейших фотографий и портретов тех, о ком рассказывается в произведении, в качестве иллюстраций мы видим образчики работ современных модельеров. А жаль.

Хотя гугл в помощь, как говорится. И мне, например, он очень пригодился: помимо иллюстративного материала для полного погружения в среду подкинул множество подробностей об упоминаемых персонажах (их несметное количество!). Элизабет Уилсон как автор, конечно, ориентируется в материале и биографиях, а потому сосредотачивается на тех деталях, которые важны для выдвинутых ею  тезисов. Я же, как обыватель, нашла для себя много нового и увлекательного, просто загуглив упоминаемые малознакомые имена и явления.

Из забавных минусов, которые не помешали моему восприятию книги, но являются печальными приметами нашего времени: обязательное упоминание прогрессивности гендерного самоопределения и Советского Союза как империи зла. Такое чувство уже, что цензура работает по полной, и без подобных высказываний актуальную книгу, затрагивающую социологию и политику, не издадут. Про СССР так вообще фарс: два деятеля искусства заявлены у Уилсон как пропавшие без вести сразу после эмиграции в Союз. Просто Бермудский треугольник какой-то!
При том, что не нужны архивные изыскания: даже Википедия довольно подробно описывает их жизнь и деятельность после данного события и обстоятельства гибели.

Книга мне безумно понравилась. Давно я не читала чего-то, что вызвало бы такую бурю эмоций и заставило бы о стольком задуматься!
"Богема" погружает читателя в мир культуры и искусства, в мир декаданса и литературных салонов, тех самых кафе и задворок крупных городов. В мир, где жили и творили художники, бросившие вызов обществу, стремящиеся к "шокирующей новизне", глотку свежего воздуха в буржуазной обыденности. А также те, кто мечтал это общество изменить и просветить, верящие в прекрасную утопию. Невозможно не начать романтизировать (заодно с автором) этих скандальных персонажей и особую среду, которую они создавали, сменяя друг друга, в течение 19-20го веков.
Правда, упоминание о Ленине, на контрасте, напомнило мне, что эти же "роковые романтики" и отчаянные авангардисты по большей части были всего лишь эгоистами, которые лелеяли свои трагедии и страдания, спивались, наркоманили и развратничали. Кому-то из них удалось излить свою неприютность и неуемность в нечто гениальное. Но не всем. Поймите правильно: это не заставило меня "обратно" разочароваться. Я вполне отдаю себе отчёт в неизбежной двойственности человеческой натуры.


А потому особенно ценна цитата Вальтера Беньямина, которую Элизабет Уилсон приводит в самом конце своей работы: "... Прожитое можно в лучшем случае сравнить с прекрасной статуей, которая потеряла при перевозке все члены и теперь представляет собой не более чем ценный блок, из которого...надлежит высечь облик будущего".
Для меня это не просто "неизбежность несовершенства и страдания должна внушать нам ощущение трагизма - и в то же время надежды", но главным образом импульс к действию: будущее зависит от тебя. Что ты сумеешь выковать из своего прошлого, своего опыта? Сумеешь победить эгоизм, лень, самобичевание, жалость к себе, озлобленность или изнеженность?

Книга написана в 2000 году и не затрагивает последие 20 лет, это следует учитывать. Но я наткнулась на статью в The Guardian, где Уилсон делает краткое резюме данного исследования и даёт заключение более чёткое и оптимистичное, чем оно прозвучало в самой книге.

Если говорить об общем содержании произведения, то автора волновали истоки богемы, причины и следствия, влияние на мировую культуру и историю. Особенное место в исследовании занимает женский вопрос: кто она, богемная женщина? Какие роли были ей доступны в разное время и почему? Муза и постепенная трансформация этого образа.

Рассматривается вклад, который внесли авангардная среда/богемная тусовка/идейные деятели искусства в нашу повседневную жизнь. Отвоевание свобод и расширение взгляда на мир примером собственной жизни, брошенной на амбразуру. Связь искусства и политики. В общем, много глобального и повседневного одновременно. Много спорного и одновременно неоспоримого. Много двойственного. А значит, много поводов для размышлений.

Уже сами жизни людей богемы, конечно, являются неповторимым и невероятным (каждая из них) примером отхода от обыденности и расширения границ. И нас заставляет задуматься об этом. Но Элизабет Уилсон не просто предлагает проанализировать несколько биографий, она делает более глобальные выводы о пути, по которому следует наша цивилизация.

Для меня это был чистый восторг! :)